26.12.2011 | 10:16

Сергей Урсуляк завершил съемки фильма по роману Василия Гроссмана "Жизнь и судьба"

В Подмосковье завершились съемки многосерийного фильма «Жизнь и судьба» по знаменитому роману Василия Гроссмана. Они длились более года – в Рязани и Самаре, Петербурге и Казани, в Москве и на Смоленщине. Сергей Урсуляк работает над картиной по заказу телеканала «Россия-1». Монтаж планируют закончить уже к началу осени. Рассказывают «Новости культуры».

Словно дежавю – доделывают то, что не успели год назад. Доснимают сцены с участием танков.

«Ужас в том, что я не говорю, что это сцена с участием артиста Дятлова, а это сцена с участием танков, – рассказывает режиссер. – Потому что Евгений Дятлов был гораздо более доступен, чем эти шесть и шесть – двенадцать танков. Все снимают, как подорванные, военные картины. А танков у нас – всего ничего. Поэтому в тот период зимний мне не достались танки».

Касок – хватает. Только размеры не все. Оружия даже больше, чем нужно на 70 бойцов – 22 ППШ и 51 винтовка. Выдают по паспортам. Сегодня в массовке – наши солдаты и офицеры. Их одевать легче, чем армию врага.

«170 немцев. Это самая тяжелая позиция, поскольку обвес немецкий – каждый подгоняется индивидуально, – рассказывает ассистент по реквизиту Ариф Аликберов. – С нашими – легче. У нас - от 42-го до 56-го – один ремень. Одеваем на любого – и все».

Главное – следование фактам, говорит консультант фильма Юрий Маслак. На этой картине – невероятная щепетильность в деталях. Ведь сегодня число интересующихся военной историей, той, которой нет в учебниках, зашкаливает. Ляпы недопустимы.

«Для меня важны как правильно пришитые пуговицы, так и правильно свернутая самокрутка, также и правильно расставленные танки – все», – говорит консультант Юрий Маслак.

Вот сцену ареста полковника Новикова снимают из машины. Оператор стоит – брезентовый верх снят. Но зимой «Виллис» не мог ездить без верха. Чтоб снять общий план – брезент натягивают. В роли шофера – владелец раритета 42 года, Валерий Иванович из Рязани. Войну помнит шестилетним мальчишкой: танки, самолеты, трупы немцев. Говорит: на съемочной площадке все очень похоже.

«Погода была очень плохая, – рассказывает актер массовых сцен Валерий Москвитин. – Дождь, грязь, снег. Мы все там замерзли, как собаки, простыли. Четыре дня подряд».

Картина не звездная и не бенефисная – ставка на правдивость в интонациях и эмоциях. Оттого так много ювелирно подобранных лиц и типажей эпохи. Оттого задача режиссера архисложная: собрать цельное произведение из недоделанного Гроссманом романа.

«Сосредотачивать усилия на обличении сталинизма или на вбивание последнего гвоздя в гроб советской власти – это нелепая задача и нехудожественная, – говорит Сергей Урсуляк. – А вот создать среду, атмосферу, людей, в которых зритель поверит, и которых он полюбит. Добиться возникновения эмоций – это то, что может спасти этот материал».

Режиссер Урсуляк и сценарист Володарский, конечно, рискуют навлечь на себя гнев исследователей творчества Гроссмана. Они додумывают судьбы героев, которые автор не успел дописать. Что будет с полковником Новиковым? Вот его вызвали в штаб фронта – он не подчинился приказу, и не начал прорыв к Сталинграду вовремя. Но – выиграл, сберег людей и танки.

«Мы для себя решили: вряд ли его уж должны арестовывать и разжаловать, – говорит Евгений Дятлов. – Все время хочется выдать, что это сталинская машина, она такая безжалостная, безмозглая. Но это было не так. За правильное решение необязательно снимали голову».

Последние дни съемок – самые сложные. Но создатели фильма уверяют: победа будет за ними. Уже отснято больше 120 часов киноматериала. Все работы над телеэпопеей «Жизнь и судьба» будут завершены уже к сентябрю.