03.12.2012 | 19:36

"Вавилонское столпотворение" Рубинштейна снова звучит в Петербурге

"Царь пианистов", учитель и друг Чайковского, основатель русского музыкального общества Антон Рубинштейн как композитор оказался недооценен. "Для классиков я новатор, для новаторов – ретроград», – с горечью говорил о себе музыкант. Тезис поставили под сомнение в Петербурге, воскресив грандиозную ораторию Рубинштейна "Вавилонское столпотворение". Последний раз в России сочинение звучало на премьере – почти полтора столетия назад. Рассказывают "Новости культуры".

Ту самую партитуру Антона Григорьевича Рубинштейна обычно доставали с полки, чтобы просто смахнуть пыль – исторические страницы на немецком даже не пожелтели. И почти полтора века не решались повторять саму постановку. Тогда для премьеры "Вавилонского столпотворения" собрали хор в пятьсот человек, а он на репетициях все время разваливался, словно повторяя библейский сюжет. Слишком сложными были фуги.

"Каждому хору в отдельности это нереально исполнить. Это невозможно, партитура этого не позволяет. Хор не может быть меньше двухсот человек. Даже, если будет сто человек, это не спеть", – заверяет руководитель Первого молодежного фестиваля хоровой, камерной и симфонической музыки, народный артист России Валерий Успенский.

Сегодня масштаб скромнее – всего 220 участников. Студенты консерваторий из Петербурга, Москвы, Казани, Саратова. Их объединил Первый молодежный фестиваль хоровой и симфонической музыки. И всего за три репетиции они смогли услышать и – главное – понять друг друга.

"В этом произведении очень сложно подать слово. И мы, партия басов, тесситура очень низкая, и надо проговорить все слова, чтобы именно зрителю было понятно", – подчеркивает студент хора Казанской государственной консерватории Илья Казаков. 

Оратория, по сути, вернулась на историческую сцену. Рубинштейн, написавший партитуру, был основателем консерватории. А управлять "Вавилонским столпотворением" тогда взялся сам Чайковский. Это было первое и единственное исполнение за всю историю, так что дирижерскую палочку Александр Титов сегодня, фактически, получал как эстафету из рук великого композитора.

"Нет, не очень волнительно. Потому что профессионализм требует трезвой головы. Горячего сердца и трезвой головы", – заверяет маэстро.

Премьеру сейчас уже назвали историческим событием в мире музыки. Отзывы, почти как в царской России, где говорили, что для самого Рубинштейна "Столпотворение" стало вершиной хорового творчества. 

Новости культуры