03.12.2012 | 16:00

Ушел из жизни волшебник мультипликации Федор Хитрук

Не стало Федора Хитрука. Один из старейших режиссеров анимационного кино, сценарист, педагог и переводчик, лауреат двух Государственных премий СССР, он ушел из жизни на 96-м году. Федор Савельевич был участником Великой Отечественной войны. Окончив пехотное училище, попал на фронт и прошел до Вены. К любимой профессии вернулся лишь в 1947 году. В одном из последних интервью Хитрук сказал: "Я счастлив, что выбрал именно эту профессию, потому что возможности мультипликации безграничны". Рассказывают "Новости культуры".

Этот зал можно сравнить с космическим кораблем. Нет, не по форме – по возможностям. В креслах не просто студенты ВГИКа, Московской международной киношколы и случайные зрители. Они туристы. Место прибытия – планета Федора Хитрука. Волшебника, который целый мир создает на бумаге. А потом и вдыхает жизнь в своих персонажей. Маг и актер, который и сам не раз признавался, что "в мультипликации есть элемент ворожбы".

"Ну, скажите сами, разве я похож на Бога? Я просто маленький волшебный человечек", – пояснял Хитрук.

"Знаете, он обладает не только невероятной фантазией, ведь анимация связана еще с разными технологиями: есть технология рисованной мультипликации, кукольной. Огромное количество технических приспособлений, которые не должны быть видны зрителю, их знают только профессионалы. И вот как Хитрук умеет извлекать из любой технологии, даже тогда, когда не он, а его ученики это делают. Он умеет им внушить удивительное чувство мага", – подчеркивает директор Музея кино Наум Клейман. 

Это он своей магии обучил известных режиссеров – Эдуарда Назарова, Андрея Хржановского, Юрия Норштейна, Александра Петрова. Вместе с Норштейном Хитрук в 1977 году создали экспериментальный ролик "За день до нашей эры". Длится он около пяти минут и посвящен событиям Французской буржуазной революции.

"Они взяли полотна художников тех времен, эти полотна раскадровали и просто их пересняли. Движения, может быть, добавлено 1-2% в то, что они сами нарисовали и анимировали. Это совершенно уникальный фильм. Аналогов я не видел, и по монтажу он, по-моему, опережает всю нашу мультипликацию, какая только есть", – заверяет преподаватель Московской международной киношколы Юрий Михайлин. 

А начиналось все в 1962 году с "Истории одного преступления". Хитрук полностью перевернул понятия о движении персонажей: они стали более лаконичными и схематичными. Пропущенные фазы должны были представить зрители. Свои поиски Хитрук продолжает в картине "Юноша Фридрих Энгельс". 

"Камера наезжает на экран, на котором что-то изображено. То есть камера повторяет движение колокола. Сам колокол не изображен, но у зрителя полное впечатление, что он его видел. И вот мы со студентами в киношколе разбирали этот фильм. Я спрашиваю: какого цвета был этот колокол, какая у него фактура? Они мне описывают это", – продолжает Юрий Михайлин. 

Маршрут этого показа-путешествия на планету Федора Хитрука экскурсоводы выбирали так, чтобы туристы могли освежить свои воспоминания и знания об известных достопримечательностях – таких как "Винни Пух", "Топтышка", "Фильм, Фильм, Фильм", и побывать в местах малоизвестных, но не менее увлекательных. Увидеть редкие работы – короткие сюжеты от 1 до 3 минут. Из некоторых рождались идеи для больших фильмов. Например, из маленькой анимационной вставки к картине "Зигзаг удачи" появилась лента "Икар и мудрецы". Как еще одно доказательство безграничной фантазии волшебника под именем Федор Хитрук.

Читайте также:


Владимир Путин выразил соболезнования родным и близким Федора Хитрука

Ученики и коллеги вспоминают Федора Хитрука

Умер режиссер анимационного кино Федор Хитрук

Новости культуры