30.11.2012 | 20:28

В Пушкинском музее наступает время "Декабрьских вечеров"

От эпохи Возрождения до модернизма. В Музее изобразительных искусств наступает время "Декабрьских вечеров Святослава Рихтера", а значит, все готово и к открытию связанной с ними новой масштабной экспозиции. В нее вошло более двухсот работ итальянских мастеров XVI - XX веков. Лучшие из обширной коллекции музея, собранные вместе, они составляют единое полотно графического искусства Италии последних пяти веков. Первыми выставку увидели журналисты, среди них были и "Новости культуры".

Знакомство с историей итальянской графики начинается с трех небольших, но знаковых работ. Среди них – портрет "Философа в студии". Его нарисовал венецианский художник Витторе Карпаччо более 500 лет назад. Эта работа – лишь одна из жемчужин коллекции Пушкинского музея, в собрании которого – около трех тысяч листов. Собирать ее начали в XIX веке.

"Бумага – очень хрупкий материал, и уж если трудно сохранять картину, то рисунок сохранять еще сложнее. Он очень чувствителен к влажности, свету, изменения температурным, поэтому не всегда они сохраняются хорошо. Потом бумага подвержена разного рода заболеваниям, которые  мы лечим, у нас очень хорошие реставрационные мастерские по бумаге", – подчеркивает директор Пушкинского музея Ирина Антонова.

На удивление хорошо сохранились работы XVI века. Тогда в каждом уголке Италии была своя уникальная техника рисунка. Поэтому такое пристальное внимание к местным школам не случайно. Новое для того времени направление "маньеризм" привлекло множество художников. На Севере Италии заговорили о виртуозном графике Франческо Пармиджанино. Его рисунки ценили за особый утонченный стиль.

"У Венеции свой собственный стиль, Венеция всегда пыталась найти себя в рисунке – то есть передать световоздушную среду и цвет, поэтому как будто бы нарочно непрямая линия, которая позволяет ощутить внутреннее движение воздуха", – отмечает куратор выставки, ведущий научный сотрудник Отдела графики Марина Майская.

От ранних символистов, авангардистов до неореалистов – в экспозиции представлены все значимые направления итальянского рисунка. Почетный гость выставки – рукопись Леонардо да Винчи из Королевской библиотеки в Турине. Небольшая тетрадь из 18 листов больше известна как "Кодекс о полете птиц".

"В этом важном трактате много философских размышлений и вполне конкретных идей. Можно сказать, что эта работа знаменует начало эпохи воздухоплавания. Кроме того, с "Кодексом" связана одна из страниц истории отношений между Италией и Россией", – говорит директор Туринской Королевской библиотеки Джованни Саккани (Италия).

Действительно, неизвестно, как сложилась бы судьба "Кодекса", если в 1892 году купец из Сибири Федор Сабашников не приобрел средневековую тетрадь на аукционе в Лондоне. Именно он преподнес манускрипт в дар Королю Италии Умберто Первому. С тех пор, подлинник хранится в Турине. 

В "Кодексе" Леонардо да Винчи фиксировал свои наблюдения и исследования о полете птиц. В данный момент под стеклом рукопись открыта на шестнадцатой странице. Что скрывается на других листах, можно узнать благодаря виртуальной версии древнего манускрипта.

Выставка итальянского рисунка открывает традиционный фестиваль "Декабрьские вечера Святослава Рихтера". Его концертная программа насыщена, главный акцент сделан на созвучии шедевров графики и великолепной музыки. Зима в Пушкинском музее обещает быть теплой, и по-итальянски приветливой. 

Новости культуры