26.12.2011 | 19:43

Сибирская коллекция итальянского искусства

«Viva Italia!» – салютует Омский музей изобразительных искусств имени Врубеля. Выставка, представляющая одну из лучших в Сибири коллекций итальянского искусства, открылась под занавес перекрестного Года России и Италии. В экспозиции – около ста живописных и графических шедевров, скульптура, предметы декоративно-прикладного искусства XVI – XX веков. Многие экспонаты зрители увидели впервые после реставрации. Рассказывают «Новости культуры».

Одна из картин поступила в сибирскую сокровищницу еще в 1920-е годы. В регистрационных книгах она значилась как анонимная копия с полотна Лодовико Карраччи.

«Была сделана рентгенограмма. Сейчас вы видите только три изображенных лика на работе. А если бы мы могли увидеть рентгенограмму, то в центре композиции – темное пятно, это лицо старика. Если бы эта работа была копией, то не переписывалась композиция», – заверяет главный хранитель Омского музея изобразительных искусств имени Врубеля Анна Чернявская.

Так в сибирском музее обнаружилась считавшаяся утерянной работа ученика Карраччи Алессандро Тиарини – представителя болонской школы XVII века. Впервые так полно представлена коллекция изделий, украшенных флорентийской и римской мозаикой. «Вечная живопись» особо ценилась русской аристократией. Столик с изображением Колизея предоставлен из императорской коллекции Романовых. А вот плакетка до революции хранилась в собрании князей Юсуповых. Уникальная работа выполнена художником Джакомо Рафаэли.

«Это был крупный известный мастер, который должен был в начале XIX века приехать к нам в Россию и возглавить мозаичное дело у нас. Но по приказу Наполеона Бонапарта он уехал в Милан, где и возглавил известную мастерскую», – рассказывает куратор выставки Елена Реутова.

Особая страница в искусстве Италии – майолика. На выставке представлены лучшие образцы XVI – XIX веков. Среди них  изделия известной семьи флорентийских скульпторов Делла Роббиа. Рама для покоев Великого князя Константина Романова сделана ее мастерами.

Один из наиболее ценных экспонатов омского музея  алтарные створки XVI века «Святая Агнесса» и «Святая Цецилия». Их реставрация длилась более двух десятилетий.

На протяжении нескольких веков Рим называли «академией Европы». Эта выставка – еще одно подтверждение того, какое влияние оказали на развитие мирового искусства итальянские мастера.