30.11.2012 | 13:19

В Мультимедиа Арт Музее - выставка «Чарли Чаплин»

В Московском Мультимедиа Арт Музее открылась новая выставка «Чарли Чаплин». Шесть разделов экспозиции построены так, чтобы наилучшим образом расслышать великого мастера. Ведь даже его дозвуковые картины вовсе не были немыми, их персонажи говорили, они говорили на чем-то вроде кинематографического эсперанто, и зрители всех сословий смеялись и плакали, потому что глубоко понимали всё непроизнесённое. На выставке - редкие документальные материалы. Это фотографии из архивов кинокомпаний, фрагменты личного фото- и кино-архивов Чаплина. Экспозиций подобного масштаба, основанных на его семейных архивах, до сих пор не было. Рассказывают «Новости культуры»

Кадры из второго фильма с участием молодого актера Чарльза Спенсера Чаплина – «Детские автогонки в Венеции». Здесь он впервые предстал в образе Шарло, знаменитого бродяжки с плоскостопной походкой. Режиссер Генри Лерман в 1914 году, приступая к съемкам очередного фильма, поставил перед молодым актером из Великобритании задачу – придумать необычного персонажа. Образ у Чаплина родился мгновенно.

«Ему хотелось, чтобы образ был противоречивым, узкая визитка и широкие штаны, маленький котелок и огромные 47 размера ботинки. Кстати, усики он приклеил специально, чтобы выглядеть старше. Сделал их маленькими, чтобы была видна мимика», - рассказывает куратор выставки Сэм Струдзе.

Этот образ родился не случайно - в детстве Чаплин сам жил почти как бродяжка. Когда его бедную мать в очередной раз отвозили в психиатрическую клинику на лечение, ему приходилось чуть ли не побираться, став постарше, Чарли начал подрабатывать. Кем он только не был - слугой, рабочим, рассыльным и продавцом цветов - многие из этих профессий найдут отражение в его будущих лентах. Судьба Чаплина складывалась, как в классической голливудской картине - через тернии к звездам. Его ждал феноменальный успех. Образ «маленького человека» стал самым узнаваемым в мировом кинематографе.

«Сила Чаплина в том, что он оказался интересным всем - от человека-профана - до человека, искушенного с эстетической точкой зрения», - отмечает директор Мультимедиа Арт Музея Ольга Свиблова.

Чаплин постоянно работал над своим образом. Поначалу бродяжка был скорее неприятным типом, затем – комичным, а в знаменитом «Малыше» в нем появилось что- то от Пьеро.

«Жизнь - это трагедия, когда видишь ее крупным планом, и комедия, когда смотришь на нее издали»- сказал как-то Чарли Чаплин. Мастер общих и крупных планов, человек, нарушивший представления о том, что фильм должен укладываться в строгие жанровые рамки - либо комедия, либо драма. У Чаплина, как и в реальной жизни, одно совмещалось с другим.

Довольно быстро у Чарли появились подражатели, с кем-то из этих псевдобродяжек он даже судился. Чаплин вдохновлял не только кинематографистов во всем мире, но и художников- авангардистов.

«На этой выставке мы представляем также работы Фернана Леже. В них мы легко можем узнать Чарли Чаплина. А это его знаменитый кубистический анимационный фильм, в котором также легко угадать Чарли. Он называется «Механический балет»», - рассказывает куратор выставки Сэм Струдзе.

Когда немое кино уже никто не снимал, Чаплин оставался верным жанру и собирал кассы. Когда он начал активно высказываться на политические и социальные темы, ему стали даже угрожать. Критики и журналисты устроили настоящую травлю, обвиняли в связях с коммунистами, а он просто поддерживал русских во время Второй мировой войны. Многие будто не желали слышать в его фильмах главное.

Отрывки из любимых кинолент, раритетные афиши почти столетней давности, домашняя хроника, где уже пожилой Чаплин по-прежнему резвится, как ребенок. Эта выставка – посвящение - блестящему артисту и режиссеру, гуманисту, великой личности, благодаря которой, по мнению оскаровского комитета, в XX веке кинематограф стал настоящим искусством.

Новости культуры