30.11.2012 | 11:57

Московскому Манежу исполнилось 195 лет

Московскому Манежу – 195! Изначально здание предназначалось только для военных смотров, парадов и учений. Но со временем в нём стали проводиться и музыкальные вечера. В 1867 году в Манеже состоялся концерт, на котором присутствовало 12-ть тысяч зрителей. Оркестром и хором из 700 человек дирижировали Гектор Берлиоз и Николай Рубинштейн. А в конце XX столетия Манеж приобрёл статус выставочного центра. Век XXI добавил ему новые пространства – Музей экранной культуры и Музей дизайна. Рассказывают «Новости культуры».

Манеж был построен по приказу императора Александра Первого, который в 1817 году решил отметить пятилетие победы над Наполеоном грандиозным конным парадом в Москве, с участием 2000 всадников. Юбилейная дата и теперь, и тогда отмечалась осенью. Поэтому и понадобилось крытое помещение, на случай плохой погоды.

Амбициозная задача отпраздновать пятилетнюю годовщину со дня победы в войне 812-го года была столь же амбициозно решена с инженерной точки зрения. Нигде в мире на начало XIX века не было ничего подобного. Ширина Манежа от стенки до стенки – 45 метров. Не проблема была перекрыть это пространство. Главной проблемой было – перекрыть его без единой подпорки, без колонн, которые бы мешали проведению парада.

Таким Манеж видят только инженеры, которые два раза в месяц проверяют сохранность древесины, оставляя особые пометки. Еще восемь лет назад, до печально известного пожара, то есть до реконструкции, фермы состояли из цельных стволов лиственницы и были настроены как скрипки. Государственный и военный деятель, а по совместительству инженер и архитектор, Августин де Бетанкур, который почти 200 лет назад разрабатывал проект кровли, скрупулезно отнесся к императорскому заказу.

«Он обратил внимание, что это место по-разному освещается солнцем, – говорит доктор исторических наук Ольга Егорова. – И поэтому он предположил, что при снегопаде, как сегодня, нагрузка снега на разные части крыши, будет разной, поскольку на одной части крыши снег будет сохраняться, а на другой – растапливаться. И он сделал ассиметричную крышу».

Здание Манежа было построено на пепелище, оставшемся после пожара 1812 года. Как ни странно, но узнать более древнюю историю этого места помог тоже пожар, 2004-го. Александр Векслер, руководивший археологическими раскопками в Манеже, рассказывает, что ничего подобного раньше в Москве не находили. В идеальном состоянии меч XIV века, времён Дмитрия Донского, изразцы, печати, уникальный царский золотой Петра Первого, который был отчеканен, но так и не поступил в обращение. Самая древняя, сенсационная находка – XII века, эти украшения были найдены на месте захоронений, которые, по словам Александра Векслера, говорят о том, что 800 лет назад на месте нынешнего Манежа располагался посад с деревянным храмом и погостом.

«Четыре десятка погребений, – рассказывает профессор, академик Российской Академии архитектуры и строительных наук Александр Векслер. – Это были люди, которые созидали раннюю Москву, ровесники Долгорукого и так далее. Женщины из племени вятичей. Которые захоранивались с теми украшениями, которые были на них в день свадьбы».

В результате раскопок удалось обнаружить и чудом сохранившиеся в культурном слое остатки деревянных домов, мощеную бревнами дорогу XVI века, она вела к Кремлю и пересекала поперек как раз то место, где сейчас располагается выставочный зал Манеж. И сегодня, спускаясь на лифте по лестнице на нижний уровень Манежа, посетители выставок на самом деле углубляются в собственное прошлое.

Новости культуры