30.11.2012 | 11:23

Эдуард Артемьев отмечает юбилей

Новатору в области звуковых эффектов, народному артисту России Эдуарду Артемьеву сегодня 75! Он автор музыки ко многим фильмам, которые признаны шедеврами отечественного кинематографа. Композитор работал с выдающимися режиссёрами – Тарковским и Михалковым, Кончаловским и Самсоновым. При этом популярная музыка Эдуарда Николаевича достаточно сложна и ультра современна. Он признается: «электроника для меня – это эмоция, а симфонический оркестр – огромный синтезатор». Рассказывают «Новости культуры».

Для кого Эдуард Николаевич, а для близких – Леша. Когда его полугодовалого привезли в Москву, бабушка категорически воспротивилась новомодному имени Эдик. И крестила его – Алексей. Так всю жизнь он с двумя именами. Повлияло ли это на его судьбу, сказать трудно. Но композитор он исключительный, без сомнения.

«Артемьев потому и великий музыкант, для него музыка – все, включая шум ветра, или звуки шагов, – считает кинорежиссер, народный артист РСФСР Никита Михалков. – Он может принести в жертву ноты более чувственному звуку, он относится к нему как к музыке, в этом его непревзойденность в киномузыке».

С Никитой Михалковым Эдуард Артемьев дружит уже больше 40 лет. За это время он написал музыку к 14 лентам режиссера. Снялся у него в эпизодической роли в фильме «Без свидетелей». И вскоре начнет работу над 15-й картиной – «Солнечный удар» по Бунину, которую Михалков уже снимает.

«Я материал еще не видел, – признается композитор. – В кино пишешь, когда материал готов, кадр диктует композитору. И режиссер говорит, но магия кадра для меня – решающее значение. Что вижу, о том и пишу».

В кино Эдуард Артемьев оказался случайно. После консерватории работал в лаборатории электронной музыки Мурзина, участвовал в создании первого синтезатора АНС – Александр Николаевич Скрябин. Эксперименты в области электронной музыки двигались семимильными шагами.

«От какого-то академического электронного творчества, которым занимались Булез, Штокхауз, мы пошли в психоделику, – рассказывает композитор Владимир Мартынов. – И здесь Леша – один из самых первых людей. Он сделал феноменальные вещи, кот нигде не остались – «Семь врат в мир Сатори», или «Мираж». Совершенно грандиозные вещи. Они опережали западные образцы».

Артемьев и сейчас уверен, будущее музыки зависит от достижений в области технологии.

«Новый рывок технический случился не так давно, – считает Эдуард Артемьев. – Музыкальная академия не совсем еще переработала, освоила и теоретически не обосновала. Масса причин, но все это зреет, серьезный будет скачок, взрыв. Музыка будущего сделает чудеса воздействия на человека эмоционально».

Музыка самого Артемьева всегда, что называется, задевает за живое, хотя написана на компьютере, ноты от руки композитор уже давно не пишет. В своей домашней студии он проводит практически все время. Живому исполнению предпочитает совершенные студийные записи, но … при этом работает и в традиционных жанрах.

«Сейчас, когда время подпирает, время жизни, пришло к пику некоему, – говорит композитор. – Мне захотелось закончить произведения, которые не дописал, бросил. У меня есть два концерта, один для фортепиано, другой – для скрипки, которые отчасти написаны, а потом брошены. С одним не справился, другое – не успел. Текучка была – кино, кино, кино... Теперь приступил. Эскизы сохранились, понемножку делаю. Теперь надо справиться».

Так что у почитателей таланта композитора есть шанс узнать другого Эдуарда Артемьева.

Юбилею Эдуарда Артемьева наш телеканал посвящает документальную ленту «Чужой среди своих». Не пропустите показ в 19.45.

Новости культуры