27.12.2011 | 10:29

Сегодня исполняется 90 лет кинорежиссеру Сергею Колосову

Когда в 1952 году начинающему театральному режиссеру Сергею Колосову предложили сделать телеверсию его дипломного спектакля, молодой человек очень удивился. Он и не предполагал, что с этого момента вся его жизнь будет связана с новым видом искусства и что в историю он войдет, как основатель многосерийного телевизионного фильма. Внимание к деталям и упорство у режиссера от армейской закалки – он прошел всю войну, – а умение работать в команде и чутье на актеров – от театральной школы и учителя Алексея Попова. Сегодня Сергею Николаевичу Колосову девяносто! Рассказывают «Новости культуры».

О Колосове заговорили, когда он был еще второкурсником ГИТИСа. Необычное решение шекспировской трагедии «Ричард III», за постановку которой Колосов получил сталинскую стипендию, стало первым триумфом режиссера, сенсацией, которую в студенческой среде обсуждали долгие годы. Удивлять, открывать и экспериментировать Колосов возьмет за правило. На радио, где звучали поставленные им радиоспектакли, в театре, где его постановкам рукоплескала московская публика, а бывший однажды на одном из спектаклей английский писатель Джек Линдсей высоко оценил работу молодого режиссера. А вот в кино ему предстоит оказаться в роли первопроходца и новатора – он первый стал снимать кино в виртуальной студии.

«Он пропускает, осмысливает события, которые изображает, осмысливает характеры, которые у него есть в картине, объемно, с разных точек зрения – не плоскостно, – говорит режиссер Владимир Наумов. – Он настоящий художник».

Крутой поворот в судьбе Колосова произошел в 54-м. На один из его спектаклей пришел Иван Пырьев. После этого судьбоносного визита перед Колосовым встанет выбор: поддаться уговорам директора «Мосфильма», который твердил, что место Колосова в кино, или остаться в театре с перспективой карьерного роста – Колосову прочили место художественного руководителя Театра Сатиры. Тогда он выбрал кино. В 55-м он пришел на Мосфильм, а спустя десять лет Колосов стал бессменным руководителем объединения «Телефильм».

«Вызываем огонь на себя», «Операция "Трест"» – это было абсолютно тогда открытие для нас, и я хорошо помню какой бешеный успех тогда был у этих картин, – вспоминает генеральный директор киноконцерна «Мосфильм» Карен Шахназаров. – И это было связано не только с их качеством, но и с тем, что мы тогда не были привычны к этому - фактически он принес кино на телевидение».

В своих фильмах Сергей Колосов искал справедливости, стараясь не искажать реальности. Цензуры ему избежать не удалось. Вырезали сцены из его первой ленты «Солдатское сердце», из многосерийного фильма «Операция "Трест"», три года на полке пролежала картина «Назначение», на ТВ не разрешили сделать многосерийную версию ленты «Мать Мария». Кинокартину «Помни имя свое» Колосов назвал самой тяжелой своей работой – неосуществленной осталась идея фильма по Шекспиру «Как вам это понравится», где главную роль вновь должна была сыграть Людмила Касаткина. Его верная муза, жена и любимая актриса. Сергей Николаевич познакомился с ней еще в студенческие годы, вместе они уже более полувека. Результат их творческого союза – более десятка фильмов, которые до сих пор любит и ждет зритель.

К юбилею Сергея Колосова смотрите сегодня в 14.05 на нашем канале художественный фильм «Душечка», а в 20.00 – документальную ленту «Эффект Пигмалиона».

Читайте также: 

Сергей Колосов. Документирующий легенды