29.11.2012 | 19:38

"Манеж" встречает два новых музея

О каждом новом рабочем метре в самом центре Москвы рассказали в "Манеже", показав советский дизайн и актуальный видеоарт. Сегодня там открылись сразу два музея – Дизайна и Экранной культуры. Они разместились на цокольном этаже бетанкуровского шедевра. Оба музея впервые обретают собственное постоянное выставочное пространство. Их концепции разрабатывались много лет, проводились пробные презентации различных проектов. Подробнее с первыми экспонатами познакомились "Новости культуры".

Дизайна в нашей стране никогда не было, но вещи-то были! Первый музей дизайна в России стартует с цокольного этажа "Манежа" выставкой "Советский дизайн 1950-х – 1980-х".

"Мы открываемся именно советским дизайном, потому что мы хотели показать выставку, которая была бы интересна всем. Задача музея – работать не на узкую аудиторию профессионалов, а для самой широкой аудитории", – убеждена директор Московского музея дизайна Александра Санькова. 

Эволюция пылесоса: от "Чайки", копии голландского 1937 года – эдакого Кадиллака на полозьях, до планетарных масштабов дизайнерской мысли – пылесоса "Сатурн". Гагарин слетал в космос, и теперь каждая домохозяйка знала: это не просто прорезиненная полоска посредине, а кольца далекой планеты. У подобного по форме американского "Гувера", полоски, конечно, не было. 

"Даже были инновации, которые никогда не использовались на Западе – им просто не могло прийти это в голову. Например, пылесосу можно было поставить выдув в обратную сторону и белить потолок – и ведь пользовались", – замечает куратор выставки Николай Васильев.

Так похожая на "Сааб" экспериментальная модель "Москвич С-1" была разработана к новому 1976 году. Заднеприводная, с большими новациями вроде новой подвески и качественной окраски, руководство бюро не оценило. "Таких автомобилей не бывает", – было сказано разработчику нового "Москвича" Игорю Зайцеву, и готовившаяся к празднику модель осталась в единственном экземпляре. 

"Но здесь масса курьезов – например, фары от автомобиля "Опель Аскона". Они было просто на тот момент на складе. Так же с приборами – здесь нелепые, чуть ли не тракторные приборы. Они тоже были на складе, вот их и вмонтировали",  – говорит кандидат технических наук Игорь Зайцев. 

Понемногу осваивается в новом пространстве "Манежа" и Музей экранной культуры. Здесь все: от самого актуального видеоарта (работы художников Джулиана Розефельда и Марины Абрамович) до крупнейшего в стране медиа-архива.

"Будущее музея – это, с одной стороны, выставочное пространство. Второе – это медиатека, она будет занимать 800 квадратных метров", – рассказывает директор Музея экранной культуры "МедиаАртЛаб" Ольга Шишко. 

И все-таки эти освоенные и неосвоенные метры – пока только идея музея, испытательный полигон для всего нового. 

"Манеж" становиться большим музейно-выставочным пространством, каким он и должен быть, где в большом зале проходят инсталляционные выставки, в цоколе – выставки трех музейных образований, на третьем этаже – медиатека. Проект образовательный, каждое пространство становится рабочим", – подчеркивает арт-директор ЦВЗ "Манеж" Марина Лошак. 

За эволюцией жизни в "Манеже" мы будем наблюдать еще долго – планы новых музеев уже расписаны до 2014 года.

Читайте также:
"Манеж" открывает две новые выставки

Новости культуры