25.07.2004 | 00:00

Шукшин: 75 лет со дня рождения Василия Шукшина. Островки "Островов Василия Шукшина"

К 75-летию со дня рождения Шукшина телеканал «Культура» показал документальный фильм «Василий Шукшин» из цикла «Острова» (режиссер Ирина Изволова). В фильме участвуют: актер и режиссер Н. Губенко, кинооператор А. Заболоцкий, актеры Ж.Болотова, оператор, киновед В. Фомин, актер и художник-постановщик Ш. Абдусаламов, а также жители г. Белозерска и окрестных деревень, где проходили съемки фильма "Калина красная".

Интервью с Ириной Изволовой, режиссером фильма «Василий Шукшин» из цикла «Острова».

- Ирина, почему фильм о Василии Шукшине решили снимать в Белозерске?
- Мы поехали снимать в Вологодскую область Белозерский район, в окрестностях города Белозерска, в основном в деревнях, потому что там проходили съёмки фильма «Калина красная». Вообще эти места – давняя любовь Шукшина. Он там начинал снимать свою многострадальную главную и так и не снятую картину о Стеньке Разине. И когда закрыли картину второй раз, – она три раза была в запуске, - на знакомую натуру они поехали снимать «Калину красную». Уже после съёмок «Калины» там же Шукшин начинал третий раз снимать «Разина». Съемки проходили в июне.

- Много ли осталось тех, кто помнит, как снимали «Калину красную»?
- Оказалось, много. Места удивительные и удивительный народ. Любовь к Шукшину совершенно невероятная. Он там - народный герой. Они к нему как-то особенно относятся, может быть, потому что во время съемок полюбили. И воспринимали его не как режиссера, а как заступника, который говорит что-то важное о них. Один из главных героев нашего фильма, такой народный артист, говорит о Шукшине: «Он у нас как наш, свой, колхозный мужик».

- А почему именно Жанну Болотову и Николая Губенко решили снимать?
- С Губенко его связывали давние отношения еще с института, хотя Губенко учился позже Шукшина, но Шукшин еще долго жил в общежитии, там они и пересекались. Но об этом периоде Губенко не стал рассказывать. Мы не затрагивали личную жизнь, нам были важны переломные моменты судьбы. Губенко и Болотова работали на одной студии с Василием Макаровичем, были на всех худсоветах по его картинам.
В фильме принял участие и Шавкат Абдусаламов, который должен был быть художником в фильме о Степане Разине. А их отношения начались раньше. Шукшин пригласил Шавката иллюстрировать роман «Я пришел дать вам волю». В нашем фильме показаны работы Шавката, написанные им в русской глубинке, в заброшенных деревнях. В его картинах – деревня, которая уже не существует. Он создал коллажи этой ушедшей деревни. Это - шукшинская история, но уже через какой-то период времени. То, что стало с этой шукшинской деревней сейчас. Шавкат в фильме не только потому, что знал Шукшина, но и потому, что он погружен в сегодняшнюю жизнь деревни, точнее - в жизнь России.. Это было очень важно для меня.

- В деревне происходит то же самое, что и при Шукшине?
- Происходит, по-моему, то же самое, что происходило всегда, то же, что было при Чехове. Но это особенно страшно сегодня (и об этом говорят наши герои), потому что в какой-то момент полностью стерли с лица земли традиции, вообще изменили жизнь И Шукшин это на себе испытал. Его герой в «Калине красной» - он же не просто уголовник, он крестьянин, которого коллективизацией и войной оторвали и мальчишкой выкинули в большую другую жизнь, где он жить не может. Егор Прокудин – это судьба Шукшина, если бы он не стал тем, кем был.


- Если бы надо было назвать фильм иначе, не так, как сейчас («Острова. Василий Шукшин»)?
- Трудно сказать. Это, конечно, история русского крестьянства. Вот это основная тема. Что стало с крестьянством? Что происходит с крестьянством? Что происходит со всеми нами? Как говорит Губенко (в фильм это не вошло), «Все мы на самом деле не настоящие городские, потому что русский человек – он на земле».

- Расскажите о Фомине, он очень интересно вспоминает о Шукшине.
- Это и герой фильма, и мой соавтор. Валерий Иванович Фомин – известный историк кино, сейчас он занимается кинолетописью. В свое время он задумал написать книгу «Пересечение параллельных героев": проследить работу режиссера над созданием фильма - от замысла до его воплощения. И Шукшин был одним из героев, самым дорогим. Поэтому Фомин - свидетель истории Шукшина-режиссера.

- Те герои фильма, кто знал Шукшина, представляют его живущим сейчас?
- Об этом немного говорит Губенко. На этот вопрос ответить нельзя, невозможно. Ведь совершенно не известно, куда судьба поведет человека. Это как роман Шукшина о Степане Разине. Вот сейчас собираются его ставить. Но оператор Шукшина Заболоцкий рассказывает, что это невозможно сделать по тому сценарию, который существует, – кстати, предлагали Губенко, он отказался,- и не только потому, что главную роль должен бы играть Шукшин, дело не только в этом. Любой замысел, пока он не готов и не зафиксирован на пленке, развивается, никогда не ясно, что будет на съемочной площадке, замысел растет. Даже роман "Я пришел дать вам волю" , который был опубликован, - это одна из всех, одна из стадий развития того жизнепоглощающего замысла, который вел Шукшина.

- Кто из семьи Шукшиных в Вашем фильме?
- В 52 минуты всего уложить нельзя. Федосеева-Шукшина как актриса в фильме есть и как участник творческой жизни Шукшина.

- Сколько всего часов отсняли?
- Четырнадцать. Очень много в фильм не вошло. А материал – замечательный, пришлось оставить за кадром массу интересных историй. Но для нас главное было еще раз подтвердить, что творчество Шукшина и сама жизнь - вещи, тесно связанные. Даже больше - его кино и его литература - это и есть сама жизнь.

- А настоящая старушка-мать в фильме «Калина красная» - о ней рассказывали?
- Сосед рассказывает, что ей отстроили дом, ещё когда Шукшин был жив. А потом присылали ей посылки. Все говорят, что умирала она уже не в нищете. Ей и Заболоцкий помогал, удивительный человек.

- А где сейчас Заболоцкий?
- В Москве. Недавно прошла его фотовыставка: портреты и пейзажи русской глубинки.

- Кто сопровождал съемочную группу?
- У нас была фантастическая сопровождающая - Лидия Андреевна Мокиевская. Она в свое время работала учителем в детском доме. Сейчас она возглавляет литобъединение Белозерского района, плетет вологодское кружево, играет на всех инструментах. У нее два сына – один священник (духовник женского Горицкого монастыря), другой – журналист. Было бы хорошо опубликовать ее рассказ, не вошедший в фильм, это очень интересно. Невероятная женщина – душевная. А у ее матери такая же история со старшим сыном, как в «Калине красной».
В Белозерске особое отношение к детям. Самый красивый дом в городе – детский сад. Много художественных студий для детей: плетут кольчуги, стихи пишут. Есть и Детский дом творчества. Девушка, у которой мы покупали пирожки, - поэтесса, член литобъединения.

- Почему Шукшин хотел снимать фильм о Стеньке в Белозерске, ведь, например, «Печки-лавочки» он снимал в Сростках?
- Анатолий Заболоцкий рассказывает, что в Астрахани они наткнулись на архивные документы, в которых говорилось о том, что Разин очень хотел привлечь на свою сторону патриарха Никона, сосланного в Ферапонтов монастырь. Туда они и поехали.

- Интересно, что все рассказчики, жители Белозерья, подчеркивают, что Шукшин не пил.
- Да, это все сами в своих рассказах выделяли, потому что был расхожий образ: Шукшин – дебошир, пьяница. А им важно, как о родном человеке, подчеркнуть, что это не так, чтобы грязь не пристала. Они-то знали, что этого не было.

Беседовала Ольга Ражева