16.06.2005 | 00:00

Ирина Изволова: "Ничего важнее сочувствия нет..."

Программу "Острова", давно выходящую на телеканале "Культура", уже и программой, собственно, не назовешь. Каждый "Остров" стремится стать отдельным фильмом: явление, нередкое в современном телевизионном кинематографе. О том, что объединяет все "Острова" и держит в единстве этот многолетний проект, нам рассказала Ирина Изволова - киновед, редактор, автор и режиссер этой программы.

- Ирина, кому принадлежит инициатива создания проекта "Острова"? Откуда возникло название?

- Мы с Виталием Трояновским на канале "Культура" занимались показом документального кино и в 1999 году решили сделать специальную программу о документалистике: цикл фильмов о режиссерах документального кино. В названии "Острова", придуманном Трояновским, соединилось несколько смыслов. Героями передач должны были стать люди, каждый из которых является "островом", человеком с уникальным творческим миром. У Велимира Хлебникова есть такие слова: "Мне иногда кажется, что если бы души великих усопших были обречены, как возможности, скитаться в этом мире, то они, утомленные ничтожеством других людей, должны были избрать, как остров, душу одного человека, чтобы отдохнуть и перевоплотиться в ней. Таким образом, душа одного человека может стать целым собранием великих теней".

- Кто стал первым героем вашего цикла?

- Первым героем стала замечательный режиссер Елена Саркисовна Саканян, автор фильмов "Генетика и мы", "Земля неизвестная", "Кто разбудит аксолотля?". Пожалуй, самые известные ее работы - это дилогия о Хлебникове и грандиозная картина о "зубре" Тимофееве-Ресовском, за которую она получила премию "Ника". Нелли Саканян позже сама как режиссер сняла у нас фильм о генетике Иосифе Рапопорте. Свою следующую картину "Острова. Владимир Вернадский" не успела закончить - Елены Саркисовны не стало. Она была удивительным человеком: не просто снимала фильмы, а самоотверженно служила своим героям. Добилась реабилитации Тимофеева. Вместе с мужем Василием Бобковым они на собственные деньги откомментировали и издали "Доски судьбы" Хлебникова.

Следующим нашим героем была Майя Меркель - классик документального кино. Начав с документалистов, мы расширили круг героев, снимаем о режиссерах игрового кино, художниках, ученых и композиторах.

Мы собирались приступить к съемкам фильма об уникальном режиссере Владимире Кобрине и уже с ним договорились, но в день, на который была назначена встреча, он умер. По этому грустному поводу мы поехали к Юрию Норштейну, он должен был сказать несколько слов в память о Кобрине. Когда съемки были закончены, он рассказал нам о потере своего близкого друга, оператора Александра Жуковского. И мы тут же все вместе решили, что необходимо снять о нем фильм. Когда картину о Жуковском посмотрела виолончелистка Наталия Гутман, она сказала: "Вот бы еще о Гоше Рерберге снять". Так появился фильм о великом кинооператоре Георгии Рерберге. На этом цепочка не прервалась: благодаря "Островам" о Рерберге мы познакомились с Мариной Тарковской и сделали картину об Андрее Тарковском. Первым человеком, с которым нам посоветовала встретиться Марина Арсеньевна, стал удивительный художник и писатель Шавкат Абдусаламов. И мы просто не смогли не сделать о нем следующие "Острова". Так что получается, что не всегда мы выбираем героев - иногда они сами выбирают нас. Вы знаете, в какой-то момент с героями начинают складываться очень странные, порой мистические отношения. Особенно это касается людей, которых уже нет с нами. Ты начинаешь чувствовать, что они могли сказать или сделать, что с ними непременно должно было произойти, хотя тому нет никаких известных подтверждений. Прочитав и просмотрев огромный материал по Ираклию Андроникову, я совершенно четко поняла, что этот удивительно яркий, веселый человек с такой на первый взгляд благополучной судьбой должен был быть репрессирован в самом начале 30-х годов. Уже позже, во время съемок, Екатерина Ираклиевна - дочь Андроникова - подтвердила, что отец просидел в тюрьме два месяца и благодаря невероятным усилиям и связям своего отца был выпущен.

Недавно я делала картину о Юрии Тынянове. Это был не совсем обычный портрет, а скорее диалог двух друзей, двух ученых, двух мировоззрений - Юрия Тынянова и Виктора Шкловского. Я еще со студенческих времен бредила Тыняновым, бесконечно обращалась к его статьям, неоднократно перечитывала "Смерть Вазир-Мухтара". Но только работая над "Островами", я вдруг совершенно ясно увидела, что все описания Тыняновым Фаддея Булгарина - это портрет Виктора Шкловского, что очень многое объясняет и в их отношениях, и в истории литературы. Насколько мне известно, нигде раньше об этом не было написано. Все это могло казаться домыслами, если бы на днях я совершенно случайно не прочитала у Зощенко, который был ближайшим другом Тынянова, что "Виктор Шкловский - Фаддей Булгарин нашей литературы".

- В чем заключаются ваши производственные функции? Есть ли у программ постоянный штат?

- Сначала мы работали вдвоем с Виталием Трояновским. Трояновский - руководитель проекта, а также автор, режиссер. Я начала работать как автор и редактор, позже и как режиссер. Вскоре к нам присоединилась документалист Татьяна Скабард. Программа выходила раз в месяц, и мы успевали все делать сами. Но уже несколько лет "Острова" выходят еженедельно в среду вечером. И мы стали приглашать режиссеров. С нами работают такие известные авторы, как Татьяна Мартынцева и Владимир Робинов, Валерий Балаян, Борис Загряжский, Майрам Юсупова, Марина Любакова. Приходят и совсем молодые режиссеры. Мы можем похвастаться, что именно у нас дебютировал в качестве режиссера Иван Твердовский, сегодня человек известный в документалистике.

- Какие задачи вы ставите перед режиссерами?

- Мы хотим делать не просто познавательные телепередачи, а стараемся выстраивать фильмы по законам драмы. Важно не только рассказать историю, но еще и дать зрителю почувствовать, что ощущал человек в тот или иной момент своей жизни. Хочется, чтобы жизнь больших художников, рассказываемая нашими авторами, воспринималась зрителем не как уже свершившийся факт, а как нечто происходящее в тот момент, когда он видит это на экране. Если это иногда удается, то, значит, все не зря, значит, стоило работать. Вообще, ничего важнее сочувствия и сопереживания еще придумано не было.

В среднем на картину уходит два-три месяца. Киношники поражаются, как мы укладываемся в столь короткие временные рамки. Поэтому на сотрудничество с нами идут в основном люди, выносившие свой проект. Светлана Проскурина, например, пришла с уже практически сложившимися работами об Александре Сокурове и Владимире Ильине. Кстати, фильм "Острова. Сокуров" позже был куплен для показа в Италии. Известные режиссеры соглашаются работать за наши небольшие деньги, поскольку у них появляется возможность сделать то, что они считают для себя важным, но на других каналах по тем или иным причинам сделать не удается.

Что касается стилистических особенностей нашего цикла, то они каждый раз зависят от героя. Татьяна Мартынцева и Владимир Робинов сделали в "Островах" несколько, на мой взгляд, очень удачных монтажных картин. Но, собирая материал об Анатолии Солоницыне, они приняли совершенно неожиданное решение: поехать на родину всего рода Солоницыных и оттуда, из глухой деревушки, начать рассказ о большом артисте.

Или, например, Валентина Талызина отказалась от традиционного портрета, и Татьяна Скабард сняла фильм-путешествие своей героини к ее другу - актеру Юрию Орлову, живущему в доме престарелых на Украине.

Снимая картину к юбилею Шукшина, мне было очень важно посмотреть на Василия Макаровича глазами его героев. И мы отправились в город Белозерск Вологодской области, где проходили съемки "Калины красной". Оказалось, что Шукшин в тех краях - это не просто известный, а действительно близкий и дорогой многим человек... Нашим "Вергилием" была Лидия Мокиевская, человек невероятной энергии, знаний - она и музыкант, и поэт, и мастер по плетению вологодских кружев. А в конце поездки мы узнали трагическую историю ее семьи: так же, как Егор Прокудин, много лет назад пропал ее старший брат.

- Если вас попросят сделать картину о человеке, которого вы не считаете "островом", и предложат выгодные условия, вы откажетесь или согласитесь?

- Условия нашей работы всегда одинаковые. Никаких супервыгодных контрактов. Мы - государственный канал. Но благодаря этому и существуем: не зависим от предложений продюсеров, а делаем то, что считаем правильным.

- Участвуют ли ваши фильмы в кинофестивалях?

- Для нас особенно приятным было участие в фестивале архивного кино "Белые Столбы", где мы два года подряд получали приз за лучшую программу о кино. Приз этот присуждается по итогам прямого голосования критиков и киноведов и не вручается дважды одним и тем же людям. Мы оказались исключением. Фильм "Франческа Ярбусова" стал призером фестиваля неигрового кино в Екатеринбурге. Мы благодарны Федерации киноклубов Москвы, которая в прошлом году на фестивале "Московская премьера" вручила нам диплом с очень лестной формулировкой: "Программе "Острова" - масштабному культурологическому событию начала ХХI века - за безупречный выбор персонажей для документалистского исследования незаурядных судеб, исполненного на высоком уровне кинематографической культуры".

 Беседу вела Евгения Леонова
Газета "Культура", 16-22 июня 2005