29.11.2012 | 10:35

Кшиштоф Занусси взялся за "Воспитание Риты"

Польский режиссер Кшиштоф Занусси взялся за «Воспитание Риты». Пьеса английского драматурга Уилли Рассела была популярна в Великобритании в восьмидесятые и пережила несколько постановок. Занусси прочел историю по-своему – решил ставить пьесу на московской сцене, с российскими артистами, а репетировать, по традиции, пригласил актеров к себе домой – в Варшаву. В гостях у польского режиссера побывали и корреспонденты «Новостей культуры».

Этот дом в пригороде Варшавы давно местная достопримечательность. Он находится под защитой девяти лабрадоров и четырех святых. Когда-то святой Августин и Доминик украшали ниши местного костела, уничтоженного бомбежкой в 44-м. В отстроенном, новом святых из мрамора потеснили более легкие из пластмассы. Тогда Кшиштоф Занусси взял изгнанников на пмж.

«Жена мне позвонила, говорит, готовь бетонный постамент, я к четырем утра привезу», – рассказывает Кшиштоф Занусси.

У Занусси таких историй много – он коллекционер – мог бы открыть собственный музей и не прогорел бы.

«Кино убивает литературу и я сделал памятник книжке», – говорит режиссер.

Федор Добронравов и Олеся Железняк, отыграв спектакли в Москве, вырвались на четыре дня в Варшаву. Еще до конца не выучили роли. Московская жизнь на пределе: дом, гастроли, театр, дети…Актеры удивляются: чтобы вот так, в дом к именитому режиссеру, из одной страны в другую – на репетицию.

«Здесь место намоленное – легко учится и это мудро, – отмечает Федор Добронравов. –Впервые в жизни такое».

Под крышей дома своего Занусси делает седьмой спектакль. Собирая артистов на такие репетиции, словно пытается доказать не себе – миру, что театр – не фабрика, не конвейер. Поэтому камин, свечи, общие обеды, семейные предания.

«Я хотел бы, как раньше, чтобы театр был – как семья, чтобы мы общались, как люди, а не приходили на работу», – говорит Кшиштоф Занусси.

Здесь, как в волшебном Хогвартсе, каждая вещь с историей. На всем патина времени. Портреты предков живут собственной жизнью. Даже собаки здесь театральные – так и хотят прошмыгнуть на репетицию в каминный зал..

Занусси всерьез занялся «Воспитанием Риты». История превращения бойкой парикмахерши в прекрасную леди, полюбили многие. Очередной современный Пигмалион, только жестче, ироничнее, злободневнее.

«В наше время, когда появилось много разбогатевшего хамства, она говорит, что культура – это гораздо больше, и без культуры деньги ничего не обозначают», – отмечает режиссер.

Диалоги, похожие на монологи, артисты делают под себя. На эту вольность Занусси смотрит сквозь пальцы, но корректирует каждую мизансцену.

«Некоторые вещи рассказывает, – говорит актриса Ирина Медведева. – Показывает. Такое ощущение, что мы проходим курс Кшиштофа Занусси».

Федор Добронравов удивляется, как Занусси разглядел в нем профессора английской словесности, ведь за актером давно закрепилось амплуа неудачника.

Олеся Железняк, сразу прониклась симпатией к героине, решившей радикально изменить свою жизнь. С помощью литературы.

«Мы говорим о вещах, которые затрагивают каждого человека, – рассказывает актриса Олеся Железняк. – Это не то, что новость – вот, я буду говорить о культуре, я буду культурным. Мы рассказываем историю, чтобы нашла отклик каждого».

Пока все вместе они проживают жизнь Риты в доме Занусси и занимаются не только ее, но и своим воспитанием.

Кшиштоф Занусси читает лекции по всему миру, поэтому сюда приезжают много его учеников, режиссеры, актеры. Эти два талмуда полны впечатлений. Наша съемочная группа тоже оставила несколько слов об этом визите.


                                                                                                                                                                      Новости культуры