28.11.2012 | 12:24

Режиссерский факультет ГИТИСа отмечает 90-летний юбилей

Третий этаж Академии Театрального Искусства, ГИТИСа, называют местом, где человек начинает верить в свои силы. И место это – режиссёрский факультет. Его юбилей, 90-летие, отметили в театре «Мастерская Петра Фоменко». Мастер и сам был выпускником факультета. В этот вечер режиссёры – драматические, музыкальные, разных поколений, вспоминали о счастливых студенческих годах. И не стеснялись говорить банальности, вроде того, что профессии режиссёра обучить невозможно. Ей можно только самообучиться, культивировать в себе режиссерский взгляд на природу жизни. Чем уже 90 лет и занимаются на третьем этаже ГИТИСа. Рассказывают «Новости культуры». 


Куда ни глянь – известные все лица: ведущие режиссеры, художественные руководители театров, создатели собственных школ и театральных течений. Выпускники ГИТИСа разных лет встречаются, обнимаются, делятся новостями. И не случайно местом для праздника выбрана Мастерская Петра Фоменко.

«Петр Наумович Фоменко именно в ГИТИСе воспитал сначала одну мастерскую, потом другую, потом был многотрудный путь. И в результате – этот великолепный театр, в котором работают его выпускники. И, наверное, высшая историческая справедливость в том, что именно здесь сегодня режиссерский факультет отмечает свое 90-летие. Ведь дух Петра Наумовича витает здесь», - уверена ректор ГИТИСа Карина Мелик-Пашаева.

Профессии режиссера научить невозможно – можно лишь создать особую атмосферу для обмена творческими идеями и секретами мастерства. Режфак ГИТИСа всегда был тем самым магическим кругом, где рождались не просто выдающиеся личности – целые театры.

«Я приехал из Краснодара поступать, - вспоминает режиссер, художественный руководитель Студии театрального искусства, заслуженный деятель искусств РФ, профессор Сергей Женовач. - И для меня ГИТИС – это было святое место: и скверик, и все. Мне казалось, что все люди, которые в этом доме находятся, которые здесь живут – самые великие, самые счастливые, самые невероятные».

И кто же не помнит тех волнительных вступительных экзаменов. Ровно 40 лет назад Евгений Каменькович со своим творческим заданием сразу пошел к легенде - Марии Кнебель.

«Она была маленького роста, я сказал: «Марья Иосифовна, здравствуйте, я из Киева, я хочу быть режиссером». Она на меня так посмотрела и сразу вынесла вердикт: «Рано». И ушла. Она даже не стала со мной разговаривать. И поэтому я с горя поступил в этом же пиджаке вначале на актерский», - говорит режиссер, художественный руководитель театра «Мастерская Петра Фоменко» Евгений Каменькович.

Леонид Хейфец до Москвы добирался из Минска. На заводе, где тогда работал, взял отгулы. Удачно прошел собеседование у профессора Власова. Успех решил закрепить на прослушивании у Гончарова.

«Он выгнал меня вон, страшно орал на меня, потому что я настаивал на том, что я инженер, я должен, я имею право. «Вон отсюда, вы прошли консультацию!» Вот под эти крики «вон!» я поступил в театральный институт», - рассказывает режиссер, педагог, народный артист России Леонид Хейфец.

Теперь все эти режиссеры сами набирают себе учеников. Иосиф Райхельгауз делится секретом: при отборе следует принципу одного из бывших ректоров ГИТИСа - Матвея Горбунова.

«Он вот так разговаривал – вы в первый раз будете в приемной комиссии, будьте очень внимательны, спрашивайте у абитуриентов, кто их родители, какие книжки они читают, как они в школе учились, потому что дальше он выдал гениальную формулу, по которой я до сих пор набираю студентов – потому что, кто в ГИТИС поступает, того ГИТИС выпускает», - отмечает режиссер, художественный руководитель театра «Школа современной пьесы» Иосиф Райхельгауз.

У тех, кого через пару лет выпустит легендарный ГИТИС, – в этот вечер – карт-бланш. Новички- первокурсники на сцене устроили юбилейный капустник. В программе - шутки, танцы и, конечно, песни - о главном.

Новости культуры