29.12.2011 | 10:24

"Московский Дом Фотографии" представляет новые поступления в свою коллекцию

В предновогодние дни «Московский Дом фотографии» решил преподнести любителям фотоискусства подарок – выставку новых поступлений в коллекцию музея. Разнообразные по стилю и направлениям, они позволяют совершить настоящее путешествие во времени – от интересных опытов ХХ века, через этапы рождения концептуальной фотографии в советское время до экспериментов современных фотохудожников. Рассказывают «Новости культуры».

В начале ХХ века дворянин, входивший в круг Чехова, Горького и Кюи, Петр Веденисов освоил диковинную новинку – автохром братьев Люмьер. Это такая технология цветной фотографии, которая предполагала три последовательные съемки через цветные фильтры. Выпускник московской консерватории, краевед и фотограф-любитель, на пять лет, кажется, забыл обо всех других занятиях. Делал снимки, один за другим. В кадре – члены семьи и случайные прохожие. Дивные пейзажи Крыма, кстати, сам Веденисов жил в Ялте. Век спустя, эти снимки можно расценивать не только как первые образцы цветной фотографии, но и как иллюстрацию к жизнеописанию российской интеллигенции, за несколько лет до того, как жизнь в нашей стране круто изменилась.

«Это был момент расцвета, когда завязалась завязь Серебреного века, всего того, что даст потом русский авангард, удивительный благостный мир, в котором есть культура – культура внешнего вида, культура того как выглядит интерьер и пейзажи и плюс это удивительная техника автохрома», - говорит Ольга Свиблова, директор Мультимедия Арт Музея.

Эти снимки сделаны спустя почти два десятилетия, когда жизнь в стране уже круто изменилась. Черно-белая хроника, один из первых фоторепортажей в Советском Союзе, о серых буднях обычной советской семьи Филипповых. Фотокамеры в течение суток преследовали большое семейство: вот отец и старший сын едут в трамвае, по линии, которую недавно пустили по их улице. А вот они уже на заводе «красный пролетарий», за рабочим станком. Младшие дети в детском саду, мать в это время занята домашним хозяйством, в общем, все, как положено, каждый на месте. Снимков сделали около сотни, 78 из них в 31-м году напечатали в немецком журнале. А для публикации в Советском Союзе отобрали меньше половины – только самые-самые, образцово-показательные.

«Это классический репортаж, который был восстановлен, – говорит Ольга Свиблова. – Оригинальные фотографии из семьи Филипповых. Потому что их наследники жили у тех, кто были фигурантами этой съемки. Это, можно сказать, рождение концептуальной фотографии».

Дополняют фотоиллюстрацию первой половины ХХ века уникальные панорамные снимки Парка Горького, виниловые пластинки, которые показывают и рассказывают. Работы современных художников, творцов XXI века представлены особняком – другая техника, другое видение мира. Дмитрий Булныгин семь часов провел возле выхода из парижского метро – искал Зиту для Гиты.

«Работа называется «потерянные близнецы», но о существовании его идентичного брата или сестры знаю только я, как автор этого произведения, они же об этом не догадываются», – рассказывает художник.

Выставка хоть и кажется несколько эклектичной, но все же некая картина того как менялось время, как менялось искусство на протяжении века вырисовывается. А на выходе посетителей ждет еще один подарок от музея - одна из инсталляций превратилась в импровизированную елку, где подарки не «под», а «на» ней.