23.11.2012 | 15:16

Храм Успения Пресвятой Богородицы в родовом имении Голицыных возвращается из небытия

В подмосковном Красногорске, в бывшем родовом имении Голицыных Петрово-Дальнее, восстанавливают уникальный храм Успения Пресвятой Богородицы. Церковь считалась прообразом центрических ярусных храмов московского барокко. Памятник русского зодчества, храм башенного типа был разрушен почти полностью. С ходом восстановительных работ знакомит выставка в НИИ реставрации. Рассказывают "Новости культуры".

Церковь Успения в Петровом-Дальнем, что в окрестностях Красногорска, до революции служила домовым храмом князей Голицыных. Сегодня восстанавливать ее наряду с местными жителями помогают сразу несколько отпрысков знаменитого рода. В числе которых и классик советского детиздата, автор христомайных иллюстраций почти сотни книжек, художник Владимир Перцов.

"Царевна Софья строила планы – известно, что это так и было – обвенчаться в этой церкви. Поэтому ее и стали строить с Василием Василиевичем Голициным, с которым у нее был пылкий и всепоглощающий роман", – говорит художник-иллюстратор, потомок князей Голицыных Владимир Перцов.

Обвенчаться в этом храме Софье, правда, так и не пришлось. Младший брат Петр, как известно, отправил ее в Новодевичий монастырь. Но сам храм все же был построен. В 1688 году его освятил патриарх Иоаким. Главная его особенность – расположение колоколов: под самым крестом, на верхнем ярусе шатра, а не отдельно на колокольне или звоннице. До наших дней дошло всего несколько храмов такого типа. Своеобразной изюминкой церкви Успения можно считать тайную комнату рядом с алтарем, ее обнаружили во время раскопок на фундаменте. Удалось установить, что в этой комнате отдельно ото всех молилась царевна Софья, которой как царской дочери не полагалось молиться вместе с простолюдинами. Некоторые архитекторы считают, что сама царевна поучаствовала в проектировании храма. 

"Есть предположение, которое я разделяю, что архитекторами подали такую идею князь Василий Голицын и царевна Софья Алексеевна. Они были наиболее продвинутыми, как сейчас говорят. И Василий Голицын, если посмотреть его другие постройки в Кремле, там тоже ренесансные здания, и здесь она была передовой", – отмечает архитектор-реставратор, автор проекта восстановления храма Владимир Тимин.

В 1938 году храм был полностью разрушен, но, к счастью, сохранились ворота, а главное – фотография начала ХХ века. По ней ученые сделали привязку к местности и до нескольких сантиметров определили пропорции храма. 

Новости культуры