22.11.2012 | 19:59

"Апокалипсис" Дюрера - в Музее архитектуры имени Щусева

Когда молодой художник Альбрехт Дюрер вернулся в родной Нюрнберг из Италии, где изучал основы ренессансного искусства, первое, что он услышал, – мрачные пророчества, предрекавшие скорое крушение мира. Это ощущение тревоги реализовалось в необычайном творческом порыве. Так родились знаменитые гравюры, составившие серию "Апокалипсис". Уникальная летопись смутного времени Европы конца XV века представлена в московском Музее архитектуры. Рассказывают "Новости культуры".

Шестнадцать разрозненных листов "Апокалипсиса" собирали на протяжении трех лет. Знаменитую серию, что впервые была отпечатана в 1498 году и принесла 27-летнему художнику всемирную славу, через пять веков искали везде: в России, Европе и Америке.

"Только некоторые листы нам встречались в нескольких экземплярах, остальные все по одному. Но какие-нибудь "Четыре всадника", за которыми гоняются все, это был просто единственный случай, когда нам удалось с четвертого захода заполучить, потому что человек плохо его оформил, потому что он на аукционе шел после очень дорогого лота", – замечает куратор выставки Сергей Стародубцев.

"Откровения святого Иоанна" юный Дюрер издает сам, на личные средства, даже оттиски делает собственноручно. "Апокалипсис" получается революционным: это непривычно большой для гравюр формат, и подписи на обороте не соответствуют изображению. Иллюстрации "Откровений" впервые самодостаточны и не нуждаются в комментариях.

Наступает 1500 год. Европа измучена чумой, голодом, смертями. В обществе нарастают апокалиптические настроения. Листы Дюрера раскупают, как горячие пирожки, и ученые-гуманисты, и духовенство, и бюргеры.

"Такого рода события в истории человечества периодически повторяются. Мы помним 2000 год, сейчас популярно пророчество по календарю майя. И я за месяц, заблаговременно до объявленного планового события, решил все-таки эту выставку организовать. Для меня это интересно и забавно", – поясняет организатор выставки Сергей Зинченко.

Самую таинственную и запутанную часть "Нового завета" – даже доктор богословия Мартин Лютер признавался, что плохо понимает ее, – Альбрехт Дюрер сделал метафоричной и монументальной. Возвел города с толпами людей и взрастил могучие деревья, а в небеса поместил загадочные и грозные видения. В Музее Щусева события конца света огородили черными ширмами – будто замкнули в ящик Пандоры или заточили в железную башню. 

"Что такое апокалипсис? Это деструкция, разрушение, конец всему. А архитектура – это созидание. И железная часовня – это как бы оплот сопротивления, она меняет смысл этой выставки. И если, не дай Бог, пророчества начнут сбываться, то всем станет понятно куда идти – в Музей архитектуры", – говорит директор Государственного музея архитектуры имени Щусева Ирина Коробьина.

"Апокалипсис" Дюрера обожал Рафаэль – гравюры висели в его мастерской. Они стали хрестоматийными наряду с известными живописными полотнами Джотто, Ван Эйка и Босха на эту тему. И вот уже более полувека сюжеты немецкого мастера волнуют умы и сердца. Возможно, потому, что в интерпретации Дюрера грозные пророчества – сила не только разрушающая.

Новости культуры