03.01.2012 | 10:59

Юрий Григорович отмечает 85-летие

Один лишь перечень авторских постановок и редакций классических балетов, которые осуществил Юрий Григорович в ведущих театрах России и мира, требует времени для внимательного ознакомления. Но для каждого, кто вновь открывает творчество этого мастера, время перестает существовать. В эти дни Юрий Григорович отмечает 85-летие. С юбилеем народного артиста СССР поздравили президент Дмитрий Медведев и премьер-министр Владимир Путин. Рассказывают «Новости культуры».  

Хореограф с характером – в свои 85 Григорович такой же категоричный и волевой. В театре знают - с ним шутки плохи, халтуры не терпит, опозданий не прощает, спокойной жизни ни себе, ни другим не дает.

«На репетиции он никогда не делает поблажек, он очень в этом плане человек жесткий», - говорит премьер Большого театра Николай Цискаридзе.

Григорович по-прежнему чувствует пульс Большого. Его балеты не сошли со сцены. «Щелкунчик», «Лебединое озеро», «Легенда о любви» - в статусе классического наследия. Сам автор давно в титуле классика.

«Особенность Григоровича как хореографа, создание очень ярких интересных и глубоких образов. Сильные мужские характеры. Интересные женские роли», - отмечает художественный руководитель балетной труппы Большого театра Сергей Филин.

Из Мариинского в Большой. Этот марш-бросок Григорович совершил в 64 году и почти тридцать лет руководил труппой. Этот период назвали золотым веком. Здесь родились новые идеи, балеты, имена, уникальный стиль Григоровича.

«Нельзя станцевать просто принца Дезире или Аврору, надо танцевать в определенном характере, с определенной мыслью. Этим отличаются спектакли Григоровича очень сильно», - уверен Николай Цискаридзе.

Пресса буквально кричала о нем после «Каменного цветка». В Григоровича поверили, поняли – вот оно новое, долгожданное. А еще этот союз с Вирсаладзе - альянс двух равновеликих, точно знающих – как. Гимн героическому танцу в «Спартаке» потряс мир. Главную партию Григорович доверил Владимиру Васильеву. Новый герой взял не двухметровым ростом, а силой, мощью, полетом. Зал рыдал над трагедией «Ромео и Джульетты» - подлинный Шекспир был переведен на язык танца. «Золотой век» опального Шостаковича – еще один крутой вираж. С буржуазным танго – таким чуждым советской идеологии.

«У нас было мало спектаклей, а здесь сыпались «Каменный», «Легенда», «Спартак». Труппа видела талантливого постановщика. И пресса принимала и труппа принимала», - вспоминает педагог Большого театра Марина Кондратьева.

Григорович делал ставку на молодежь. Открыл Семеняку, Тимофееву, Павлову. И сейчас, и тогда остается верен себе – балет слов не терпит.

«Хореограф, который не может показать, это очень плохо. Это словами не расскажешь. Я и сейчас показываю», - признается Юрий Григорович.

Глаз –алмаз - не обманешь. Все нюансы каждой постановки Григорович прописывает в сценарии.

«Когда ему что-то не нравилось, он выпрыгивал на сцену с криком: "Что вы делаете? Это надо вот так". И показывал», - рассказывает Марина Кондратьева.

В середине девяностых титул новатора сменил титул диктатора. Григоровича называли хозяином и даже маленьким Сталиным. А Большой - театром одного хореографа. Он уволил Плисецкую, Васильева, Лавровского, Максимову и даже Бессмертнову – отправил главных оппонентов на пенсию. Сам тоже не задержался. Столицу поменял на провинцию. В Краснодаре поставил почти все свои балеты. Параллельно возглавил «Бенуа де ля Данс», единственный фестиваль, где лучшим вручают балетный Оскар. Сегодня Григорович снова в Большом – поставил «Спящую красавицу». Восстановил «Щелкунчика». И снова, как прежде, – один на один с танцовщиками в репетиционном классе – в свои 85 - на равных с молодыми.
 

Читайте также:

Юрий Григорович. Открывая ресурсы смысла и красоты

В вашем доме. Юрий Григорович

К 85-летию Юрия Григоровича: фестиваль балета пройдет в январе

«Архитектура пламени»: выставка к 85-летию Григоровича