04.01.2012 | 13:43

Балет. Итоги 2011 года

Завзятым театралам известно, что предварительная продажа билетов на основную и Новую сцены Большого театра осуществляется за три месяца. Стоит следить за афишей на вторую половину сезона – одним из главных событий которого, судя по анонсам, будет премьера всех трех частей «Драгоценностей» Баланчина. Впрочем, в прошлом, 2011 году, поклонники и классического, и современного танца успели получить немало ценных подношений. В заключение нашей программы – подробный отчет «Новостей культуры» о балетных событиях ушедшего года.

Итак, свершилось. Историческая сцена открыта, после шести томительных лет реконструкции Большой снова на плаву. Это не только уникальные интерьеры, но и новые технические возможности – театр теперь входит в пятерку мировых лидеров. Настоящее раздолье для оперных и балетных артистов, не говоря уже о зрителях.
Первая балетная премьера на исторической сцене - «Спящая красавица» Юрия Григоровича. В новых костюмах, в новых декорациях, с новыми солистами. Принц Дезире – американец Дэвид Холберг присягнул на верность самой титулованной принцессе балетного мира Светлане Захаровой и труппе Большого. «Для меня большая честь выйти на сцену Большого театра в этом спектакле, и я обязуюсь соблюдать традиции», - говорит артист.
На Новой сцене звезды Большого сняли пуанты и танцуют босиком. Проекты хореографов-новаторов их не пугают. «Хрома» Уэйна Макгрегора идет под панк-рок, а рискованный опус итальянца Мауро Бигонцетти «Пять» - под музыку Вивальди. Пятерка прим Большого – в кожаных пачках, вошла во вкус экспериментального танца. Финал года – приношение Ролану Пети. Он поставил в Большом пять балетов. Премьера «Арлезианки» – дань памяти главному эстету французской хореографии. Сергей Филин, художественный руководитель балетной труппы Большого театра, говорит: «Мы очень хотим показать, что Ролан Пети жив, что его хореография продолжает существовать, развиваться и переходить дальше из театра в театр».
Балетную жизнь столицы оживили и зарубежные гастролеры. После 20-летнего перерыва Большой принимал «Гранд-опера». Французы привезли в Москву проверенные временем «Болеро» Бежара, «Сюиту в Белом» Лифаря, «Арлезианку» Пети – балеты, определившие стиль французского танца.

Французов сменили американцы. Первые за 50 лет гастроли Американского балета в Большом стали частью фестиваля Мстислава Ростроповича. Труппа привезла не только свой золотой запас – постановки Роббинса и Баланчина, но и балет-посвящение Ростроповичу на сюиты Баха, Бенджамена Милльпье – режиссера нашумевшего «Черного лебедя».

В конце года календарного итальянский Ла-Скала поставил точку перекрестного года России-Италии. Миланская труппа, почти ровесница Большого, первой получила доступ на историческую сцену с балетами «Эксельсиор» и «Сон в летнюю ночь». И на этом останавливаться не собирается. Лоренцо Орнаги, министр культурного наследия и культурной деятельности Италии, уверен, что грядущий год принесет много интересного: «Этот год заканчивается, но за ним последует следующий, в течение которого мы намерены продолжать наши культурные инициативы».

Рокировка в шахматах – решительный шаг, кардинально меняющий ход игры с помощью всего двух фигур, но каких! Что в шахматах король и ладья, то в балете худрук и прима. В этом году Большой, Михайловский и Театр Станиславского и Немировича-Данченко сделали судьбоносные рокировки. Всего один ход – и вот он, новый театр, новая труппа, новый репертуар… Новые правила игры, стратегия и тактика.

Сергей Филин, экс-худрук Станиславского и Немировича-Данченко, сменил Юрия Бурлаку в Большом. С собой прихватил Семена Чудина и Кристину Кретову. Принял в труппу Большого премьера Эй-Би-Ти Дэвида Холберга, но при этом потерял Ивана Васильева – Наталью Осипову. Звезды теперь в Михайловском театре, под крылом испанца Начо Дуато.
Наталья Осипова солистка Михайловского театра, уверена, что эти перемены – к лучшему: «Такой период расцвета, когда хочется объять необъятное. Говорят, что это невозможно, что глупо, но нам хочется попробовать. Танцевать все, везде и как можно больше».

Новатор-авангардист после разрыва с Национальным балетом Испании, перебрался в Петербург – принес на петербургскую сцену дух неоклассики и модерна. И пробует себя в классическом танце. Без оглядки на Петипа взялся за Чайковского. В итоге – новое прочтение «Спящей красавицы». Премьеру танцевали звезды двух трупп – Большого и Михайловского. Неутомимый Дуато между делом поставил балет на учеников Вагановской академии для фестиваля балетных школ Гран-при. И выпустил премьеру в Станиславского и Немировича-Данченко с пугающим названием «За вас приемлю смерть».

Этот год театр прожил на одном дыхании. Только «Данс Инвершн», фестиваль современного танца, выдал 25 спектаклей экстра-класса – от черного балета Элвина Эйли до Нидерландского театра танца – детища Иржи Килиана, главного креативщика балетной Европы.
В афише появилась «Сильфида» Пьера Лакотта, в труппе – новые звезды Олег Рогачев и Эрика Микиртичева.
В коллекцию балетных раритетов театр добавил «Русалочку» Джона Ноймайера. Спектакль уже выдвинут в пяти номинациях на «Золотую маску». Хореограф первой мировой десятки продолжил сотрудничество с балетной труппой, балансирующей между классическим и современным танцем.
Гордость «Опера де Пари» - легендарный «Парк» Анжелена Прельжокажа, названный «путеводителем в страну нежности», теперь и в репертуаре Мариинского театра. Труппа отчаянно сражалась с модерном – и выиграла эту битву во главе с Дианой Вишневой.
Побывать на балетной премьере сейчас престижно. Выбор у публики огромный. Театры берут не количеством, качеством постановки и именами. Теперь балетные танцовщики и хореографы известны так же, как кинозвезды. Громкие премьеры удел – не только Большого и Мариинского театров. Труппы, которые не хотят быть в тени лидеров, вступили в успешную конкурентную борьбу.

Все материалы об итогах года в мире культуры>>>