05.01.2012 | 20:50

Умберто Эко: "Книга сама создает себе читателя"

Имя Умберто Эко – одно из самых популярных в современной культуре Западной Европы. Специалист по семиотике и эстетике, историк средневековой литературы, критик и эссеист, профессор Болонского университета и почетный доктор многих университетов Европы и Америки. Несмотря на огромное значение его работ в области философии, всемирную известность Эко принесли художественные произведения – романы «Имя розы», «Маятник Фуко», «Остров накануне», которые до сих пор остаются в списках европейских бестселлеров. Рассказывают «Новости культуры».

Однажды американский издатель заявил Умберто: «Вы слишком сложны для нашей аудитории, вас никто не поймет и не купит». Эко согласился на маленький гонорар, только бы издать первый роман «Имя розы» в США. Вскоре он начал получать восхищенные письма даже от ковбоев со Среднего Запада. Просто люди любят покорять сложные тексты, как вершины неприступных гор, убежден Умберто Эко. На критику своего произведения, изобилующего латинскими выражениями, приготовил в свое время достойный ответ.

«В ответ на это, когда я принялся за "Маятник Фуко" – следующий роман, я решил: вам латынь трудна, так, пожалуйста, я начну этот роман огромной цитатой на иврите», – говорит писатель.

У Эко вообще свой собственный подход к аудитории.

«Вы знаете, есть такой порошок ДДТ. Так вот я ввел термин "эффект ДДТ". Насекомые привыкают к ДДТ, значит надо изменить состав порошка. Так же и мое обращение с публикой», – поясняет он. 

Менять состав порошка по Умберто Эко – значит, что в каждом следующем романе будут не только новые герои, сюжетные линии, время действия, но и слог, подача материала. 

«Он находится в постоянном поиске, и он отвечает, как сейчас принято было говорить, на вызовы времени. Отвечая на эти вызовы времени такой все время меняющейся прозой. Вы знаете, в этом есть что-то такое от Протея. Он все время меняется, но для того, чтобы все время меняться, нужно, конечно, иметь невероятный творческий потенциал», – убеждена генеральный директор Всероссийской государственной библиотеки иностранной литературы имени М.И. Рудомино Екатерина Гениева.

Роман рождается из образа, говорит писатель. Собрание книг в монастыре бенедиктинцев, где он когда-то побывал, стало прообразом таинственной библиотеки в «Имени розы». Прибор для экспериментальной демонстрации вращения Земли подтолкнул на написание романа «Маятник Фуко». А многолетние поиски способа определения географической долготы учеными XVII века легли в основу книги «Остров Накануне».

«Вся его литература – это такая ученая литература. То есть, несмотря на то, что она увлекательна, это такой инфотейнмент, по большому счету. Там всегда очень много такого, что может пригодиться в разных областях и что действительно проводит тюнинг мозгов. Правильный гуманитарный тюнинг мозгов, который показывает, что даже скучная, унылая фактология может оказаться совершенно фантастической, захватывающей, если правильно выбрать ракурс», – отмечает литературный критик Галина Юзефович.

Умберто Эко ищет секреты внутри секретов. Его страсть – символы. Мир наполнен ими. Семиотика – наука, которой он посвятил себя всецело. Своим смелым подходом заслужил уважение ученых всего мира.

«Конечно, в своих теоретических книгах он не удерживается от литературных эффектов. Но это не пародия на научные концепции. Это скорее некоторая специфическая игра с примерами, со стилями. Он дал оригинальную интерпретацию бартовского учения о мифологиях – то есть о том, как можно читать окружающую нас социальную действительность, видя в ней знаки на каждом шагу», – поясняет литературовед, переводчик Сергей Зенкин.

Любитель одиночества, он едет за ним из провинции в большие города. Говорит, в центре Нью-Йорка и Парижа это чувство острее, чем где бы то ни было. Но вот от славы ему не уйти уже никуда. Умберто Эко по сей день следует непреложному правилу: книга не пишется с расчетом на аудиторию, ее запросы и вкусы. Книга сама создает себе читателя.