06.01.2012 | 16:34

"Торжество рояля" в Московской консерватории

Столичные меломаны привыкли к тому, что каждый год в начале января пианист Николай Петров давал праздничный концерт, на котором обязательно преподносил самые удивительные фортепианные сюрпризы. Теперь в память об ушедшем музыканте эту традицию продолжает Александр Гиндин – пианист, выступавший в дуэте с Николаем Петровым на протяжении целого десятилетия. «Торжество рояля» – это концерт, где четыре пианиста представляют четыре произведения для четырех роялей. Рассказывают «Новости культуры».

Если смотреть на сцену с балкона, можно увидеть четыре рояля, установленные так, что по форме напоминают лепестки ромашки. Прежде, чем остановиться на этой цветочной комбинации, музыканты перепробовали несколько вариантов размещения инструментов.

«И двойной валет, и в ряд, и лесенкой. На самом деле, лепесточком – так наиболее практично. Мы друг друга видим и хорошо слышим, тела роялей представляют единое целое, и звук получается посредине куполом», – поясняет Александр Гиндин.

В программе – оригинальные сочинения для четырех роялей. Например, Концертный квартет до мажор Карла Черни, написанный композитором по заказу австрийской императрицы. Первыми исполнителями произведения были четыре гранд-дамы. Есть и транскрипции сочинений Равеля и Вагнера. Эту программу музыканты уже опробовали в концертном зале Новосибирска, теперь представляют в Большом зале консерватории в Москве. Выступлению предшествовали насыщенные репетиции. Музыканты признаются, отдыхали только 31 декабря и 1 января, а утро 2 января уже встретили за роялем.

«Соперничества нет. Мы составляем и камерный ансамбль, и оркестр. Чувствуем себя внутри оркестра, это новый опыт», – замечает пианист Алексей Володин.

В таком варианте размещения роялей всех пианистов хорошо видно и слышно из зрительного зала. Впрочем, сами музыканты тоже прекрасно видят друг друга и, соответственно, могут посылать друг другу сигналы.

«Элементы дирижирования присутствуют. Хотя это не руками делается, а переглядыванием, боковым зрением», – говорит пианистка Екатерина Мечетина.

Они понимают друг друга с полуслова, полужеста еще и потому, что не первый год знают друг друга.

«С кем-то учились в школе, с кем-то в консерватории, знакомые давние, большая дружба», – рассказывает пианист Сергей Кудряков.

В их квартете нет лидеров и аккомпаниаторов, возможность солировать предоставлена каждому. Перед исполнением нового сочинения пианисты меняются местами, уступая друг другу место на авансцене.