06.01.2012 | 17:14

Итоги 2011 года: театр

Искусство бесконечно и многолико, оно способно задевать самые тонкие струны души. Кому-то больше импонирует опера, кто-то предпочитает оперетту, а для кого-то жизнь теряет остроту без драматического спектакля. Калейдоскоп самых ярких событий в театральном пространстве – в итоговом репортаже «Новостей культуры».

2011 год театралам запомнится наверняка. Яркие премьеры, громкие скандалы, фестивали, гастроли и особенно внимание власти к театральному процессу. В этом году было все, из чего складывается хорошо выстроенная драматургия, так ценимая в театре.

Из числа знаковых премьер – «Враги. История Любви». Евгений Арье, специально оставил на время свой израильский театр «Гешер», чтобы на сцене «Современника» рассказать чудесную историю о любви и жизни после Холокоста по роману Башевиса Зингера. 

Так, как никто еще не пробовал, отметил свой 90-й день рождения Театр Вахтангова. Римас Туминас сделал спектакль, ставший легендой еще до премьеры, а после – мечтой любого театрала. У юбилейной «Пристани» Туминас пришвартовал актерские мечты о несыгранных ролях корифеев Вахтаговского. 

Из всех взлетавших за последнее время чеховских «Чаек» самой заметной стала Бутусовская в «Сатириконе». Ее полет не оставил равнодушными никого. Критики описывали нервный рисунок мизансцен и непривычное решение образов. 

«Главным открытием года стало, пожалуй, открытие Театра Наций. Отреставрированный особняк Корша – новая Мекка театральных ожиданий», – убежден Юрий Бутусов. 

Возвращения Театра Наций на обновленную сцену ждали и артисты, и зрители. Труппа во главе с Евгением Мироновым обрела долгожданную и, кстати, очень красивую крышу над головой. Техническая начинка – одна из лучших в Европе. Оценить такие возможности тут же пригласили европейскую знаменитость – Томаса Остермайера. Немецкий режиссер выбрал «Фрекен Жюли», причем Стриндберга адаптировали к российским реалиям. В этом варианте Фрекен Жюли уже не графская дочка, на одну ночь ставшая любовницей отцовского лакея. Чулпан Хаматова играет дочь олигарха, Евгений Миронов – водителя ее отца, Юлия Пересильд – приходящую прислугу. Остермайер признался, что актеры в этом спектакле, пожалуй, лучшие, с которыми ему вообще доводилось работать.

Фестивали 2011 тоже заставили поразмышлять. Например, программа респектабельного «Сезона Станиславского» удивительным образом пересеклась с афишей провокационного NET. Оба смотра могли бы поменяться своими спектаклями, не изменив своему привычному имиджу. На фестивале NET Эймунтас Някрошюс показал своего «Гамлета» – на этот раз повзрослевшего. Чеховский фестиваль представил новые постановки Робера Лепажа, Филиппа Жанти, Деклана Доннеллана. Порадовала и специальная программа «Золотой Маски» – «Польский театр в Москве». Самые яркие режиссеры современной Польши – мэтры и новаторы – привезли в Россию самые свежие свои работы. «Аполлония» Кшиштофа Варликовского, «Теоремат» Гжегожа Яжины и «Персона Мэрилин» Кристиана Люпы заставили говорить о себе.

Впервые в Петербурге вручали XIV Европейскую театральную премию. Никогда прежде церемония награждения не проходила в России. Премия «Новая театральная реальность» своим российским героем выбрала режиссера Андрея Могучего. Главным художественным событием фестиваля премии стало долгожданное возвращение в Россию Петера Штайна. Немецкий классик привез с собой «Разбитый кувшин»   – спектакль с Клаусом Марией Брандауэром в главной роли. Специальную премию международное жюри единогласно присудило Юрию Любимову, за его вклад в современное искусство и важную роль, которую он и его Театр на Таганке сыграли во время перестройки.

Вслед за этим случился скандал года – закат эпохи Любимовской Таганки. Конфликт труппы с многолетним главным режиссером и отцом-основателем театра закончился уходом Юрия Петровича. Болезненным, скандальным и, хотя многие до последнего не верили, окончательным. Место руководителя занял Валерий Золотухин. Теперь каждый живет своей творческой жизнью. Любимов готовит премьеры в Вахтанговском и Большом, Таганка работает с приглашенными режиссерами.

Любимов, кстати, оказался не единственным, кого труппа извергла из недр. В Маяковке Сергея Арцибашева заменили Миндаугасом Карбаускисом. В Станиславского вместо Александра Галибина теперь рулит Валерий Белякович.

«Проектом 2011» можно назвать принятую правительством Концепцию долгосрочного развития театрального дела в России до 2020 года. Во многом она носит рекомендательный для региональных властей характер. Тем не менее, документ утверждает важные положения – необходимости поддержки русского репертуарного театра, развития его материальной базы, повышения уровня жизни служителей Мельпомены. Предстоят и реорганизации.

В конце лета Европа снова вмешалась в российскую театральную жизнь – Малый театр был принят в престижную организацию Старого света – Союз театров Европы. Так крупнейшие мастера мирового театра признали: знаменитая традиция русского актерства есть не только российское, но и европейское культурное достояние.

Конечно, есть искушение подвести итог театральной жизни в конце календарного года, но это было бы не совсем верно. Театр живет сезонами. Так что к концу декабря распробовать можно только одну его половину. Чтобы уже с января почувствовать вкус второй половины театрального сезона.

Все материалы об итогах года в мире культуры>>>