09.01.2012 | 11:12

Новодевичий монастырь собрал в одной экспозиции образы Пресвятой Богородицы

В Рождественскую неделю в Софьиных палатах Новодевичьего монастыря открылась выставка Богородичных икон. В экспозиции – почти 80 образов из богатейшего собрания обители, которая признана особо ценным объектом культуры России и внесена в список всемирного наследия ЮНЕСКО. В 2010-м году Новодевичий монастырь, в котором располагался филиал Исторического музея, был окончательно передан в управление Русской Православной церкви. Но уникальные иконостасы его храмов по-прежнему входят в состав государственного Музейного фонда страны. Рассказывают «Новости культуры».

Во время экскурсии молиться не возбраняется. Все экспонаты – иконы намоленные. Многие из них впервые выступят в роли произведения искусства и предстанут перед светской публикой.

«Церковь в контакте в содружестве с деятелями культуры продолжала, и будет продолжать совершать то, что было всегда в истории нашей церкви – это доброе созидательное сотрудничество», – говорит митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий.

На выставку митрополит Ювеналий отдал свою любимую – из частной коллекции – Смоленскую икону божьей матери. Редкая святыня, имеющая авторскую подпись. Написана Афанасием Ивановым в 1762 году. Среди других особо почитаемых церковью – иконы Владимирская, Казанская и Иверская-заступница.

«Особенно была почитаема в Москве после известных случаев, когда была чума во времена Алексея Михайловича – вот Иверская часовня на Красной площади около Воскресенских ворот – там была одна из копий Иверской иконы, тоже благословлена на Афоне, но это парафраз более поздний, XIX век», – рассказывает куратор выставки Елена Гувакова.

Одна из самых ранних икон, представленных на выставке – «Явление Богоматери Преподобному Сергию Радонежскому». XVII век. Для сравнения рядом тот же сюжет, но уже XIX столетия. Именно тогда появились иконописцы, искусно копирующие старину. Но уже в начале ХХ века стиль изображения – под стать времени. Особой популярностью пользовалась так называемая «Васнецовская богоматерь», та, что художник изобразил на фреске Владимирского собора в Киеве.

«В глазах у нее скорбь и тревога и за себя и за судьбы мира, – рассказывает Елена Гувакова. – И младенец, который распахнут миру, но на самом деле в глазах у него тоже тревога».

Совместить светские и церковные интересы, так чтобы выиграли обе стороны. Эту непростую задачу доверили решать художнику Александру Конову.

«Вообще подвеска икон это очень серьезный и сложный процесс, но как только они будут окончательно реставрированы и займут свое место в экспозиции, по всей видимости, будут применены еще какие-то дополнительные крепежные условия», – говорит художник.

Когда появится постоянная экспозиция – пока не известно, но ворота монастыря уже открыты не только для тех, кто ищет укрепления в вере, но и для тех, кто находит его в искусстве.