21.11.2012 | 12:05

"Лабиринты времени" от французских часовщиков

В Москве можно теперь затеряться поначалу, а потом попытаться найти выход из «Лабиринтов времени» – такое название Государственный исторический музей дал выставке французских часов XVIII-XIX веков. Каждый экспонат, их больше сотни, – настоящее произведение искусства. Над созданием некоторых механизмов трудились не только часовых дел мастера, но и литейщики, позолотчики, эмальеры, гравёры. Старинные часы ещё идут – в этом убедились корреспонденты «Новостей культуры».

В таких лабиринтах, обходя колоны и витрины, по задумке кураторов, можно увидеть ход Времени во времени. То есть в часах разных стилей и эпох: от века XVIII до начала XX. Многие экспонаты показывают впервые.

«Наши фондовые материалы были упакованы, закрыты в ящиках, находились в ненадлежащем положении, – говорит директор Государственного исторического музея Алексей Левыкин. – И вот уже в течение двух лет шаг за шагом мы практически ежегодно организуем выставки из наших фондовых собраний. И это одна из наших гордостей».

Чтобы не заблудиться во временных коридорах, часы разделили по сюжетам и темам. Одна из самых популярных – «Любовь и время». На таких романтических шедеврах красуются позолоченные Амуры, Афродиты и нестареющий Хронос. Или как здесь: Венера, плывущая в раковине.

«Сюжет не избитый, но он очень известный, но посмотрите, насколько художественно подана композиция, – отмечает куратор выставки Ольга Мельникова. – Четкая моделировка, прочеканка, золочение».

С культом знаний на каминных полках французов появляются часы в виде книжного шкафа, глобуса или читающего юношества. Победы армии Наполеона находят отражение в часах-обелисках. Во второй половине XIX века, на смену Амурам и Психеям приходят индустриальные часы, которые отмеряют приближение технического прогресса.

«Это точные модели паровых котлов, паровой машины, которая была сконструирована несколько ранее, – показывает куратор выставки Людмила Дементьева. – И при движении часы движением махового колеса точно воспроизводят движение самого прибора».

Чтобы не остановить ход времени, каждый четверг, в полдень, на выставку будет заглядывать часовщик и заводить тикающие экспонаты.

Новости культуры