10.01.2012 | 12:38

В Театре Станиславского и Немировича-Данченко устроили экскурсию по оркестру

Просветительский проект для юной аудитории Театра Станиславского и Немировича-Данченко получил продолжение. Увидел свет «Путеводитель по оркестру». Новая оригинальная постановка предлагает экскурсию в самое сердце музыкального коллектива, раскрывает тайны его инструментов, а заодно легко, но высокопрофессионально, прививает молодому поколению серьезное отношение к классической музыке. Рассказывают «Новости культуры».

Идея создать музыкальную познавательную трилогию для юных слушателей возникла у дирижера Феликса Коробова давно. В прошлом году реализовали первую часть – сказочное «Знакомство с оркестром» для совсем маленьких. Это интерактивное шоу мгновенно стало одним из самых востребованных в репертуаре. Теперь в театре представили второе действо – «Путеводитель по оркестру» – уже для более взрослой аудитории. А в будущем планируют создать музыкальный спектакль для студентов.

«Охватить своим вниманием все возрастные категории, чтобы дети, которые, может быть, первый раз пришли и увидели симфонический оркестр, которые первый раз попали в театр, которые первый раз зашли в это здание, чтобы у них было желание здесь остаться, чтобы у них было желание прийти на взрослые спектакли», – подчеркивает маэстро главный дирижер театра Феликс Коробов.

«Путеводитель по симфоническому оркестру» для юношества написал Бенджамин Бриттен. В московский спектакль вошли и другие произведения британского композитора – на темы Россини и Перселла. Главная часть постановки – последовательная и подробная экскурсия… по оркестру. Музыковед Артем Варгафтик с артистизмом и юмором рассказывает, когда появился гобой, из чего сделана флейта, сколько струн у арфы и как играют на литаврах. Сложнейший механизм целого оркестра разбирают «по винтикам».

«Это очень простые "объяснялки", которые, тем не менее, создают впечатление проникновения внутрь. И там даже есть такие слова, что мы оркестр по частям разбираем, а потом собираем его снова. И люди реально это видят и слышат», – отмечает Артем Варгафтик.

Казалось бы, слушатель юный, зал малый, спектакль детский. Но перед оркестрантами стоит задача сверхсложная – показать, что у каждого музыкального инструмента свой характер, особый голос и душа.

«Здесь не просто сыграть в яме свою сольную партию. Здесь оркестр сидит на сцене, и каждый музыкант "презентует" свой инструмент, каждый музыкант показывает, на что этот инструмент способен. От того, как он подаст, с каким выражением лица он это сыграет, насколько он интересно это сделает, зависит то, насколько дети увидят, полюбят и захотят продолжения», – добавляет Феликс Коробов.

Музыкальная машина времени перемещается от вальса к болеро, от шутливых танцев к балетным па. Представлена вся палитра музыкальных настроений и инструментальных возможностей. Под музыку танцуют, разыгрывают друг друга, импровизируют и даже готовят – артисты пекут «макаронную» запеканку по рецепту композитора Россини. Впрочем, главным героем спектакля остается оркестр – душа музыкального театра, теперь уже более близкая и понятная юному слушателю.