20.11.2012 | 09:58

Печать. 20 ноября 2012

Все ведущие российские издания откликаются на кончину Бориса Стругацкого. Публикуют воспоминания коллег и близких Бориса Натановича, рассуждают о его роли и роли его брата-соавтора в современной литературе – они «культовые в исконном смысле слова», пишет «Коммерсант». На страницах «Новой газеты» публицист, близкий друг писателя Борис Вишневский рассказывает: «в дружеских беседах мы всегда назвали его коротким и емким словом «учитель». И он сам любил это слово». О чём ещё пишет пресса – в обзоре «Новостей культуры».

***
Государственный Музей истории религии отметил свой 80-летний юбилей. «Санкт-Петербургские ведомости» напоминают, что прежде он помещался в Казанском соборе и при этом был музеем не только религии, но и атеизма. Вот уже двенадцать лет, как музей находится на Почтамтской улице. Открывшийся в 1932 году музей стал хранителем святынь сотен храмов и монастырей, разрушенных в ходе «пятилетки безбожия». Экспонаты поступали из музейного фонда, а также из антирелигиозных музеев Москвы и Ленинграда. Туда стекались иконы и иные предметы культа из закрытых, разоренных, уничтоженных церквей. К юбилею музея открылась выставка «Воинство небесное и земное», посвященная покровителям русского воинства, чудотворным образАм, считавшимся защитниками русской земли. И если тематика, связанная с войной 1812 года, более или менее знакома, то иконы, посвященные событиям Первой мировой войны, могут для многих стать настоящим открытием.

***
Плакаты Виктора Дени возвращают историю во всем ее неприглядном, порой отталкивающем виде. Так «Известия» реагируют на выставку графика и карикатуриста, развернувшуюся в стенах столичного центра современного искусства «Винзавод». Помимо плакатов, связанных с революцией и Великой Отечественной войной, в экспозиции много портретов вождей. Сталина Дени рисовал в самых разных видах, включая «наполеоновскую» позу с засунутой под обшлаг шинели рукой. Есть и Ворошилов, мечтательно глядящий в небо, где самолеты выложили имя вождя всех народов, и Каганович, победно рассматривающий мелкую фигурку инженера-скептика. Но особенно достается Троцкому. Художнику помогает его постоянный соавтор Демьян Бедный, сочинивший для него множество текстов. Имена советских плакатистов революционной поры, таких как Дени, уже мало кто помнит в XXI веке. Хотя в советскую эпоху их работы воспроизводились сотнями тысяч экземпляров, они попадали в учебники и хрестоматии.

***
Сегодня – 100 лет крупнейшему переводчику мировой литературы Николаю Михайловичу Любимову. Список его трудов ошеломляет, пишет «Российская газета». Благодаря ему мы сегодня читаем на русском языке: «Декамерон» Боккаччо; «Дон Кихот» Сервантеса, «Гаргантюа и Пантагрюэль» Рабле, «Мещанин во дворянстве» Мольера, «Красное и черное» Стендаля, «Госпожа Бовари» Флобера, «В поисках утраченного времени» Марселя Пруста, – и это далеко не полный список его работ. А как он издавал и комментировал Ивана Бунина! А замечательная книга о русских поэтах «Несгораемые слова»! О своем гениальном отце изданию рассказал сын, ректор Щепкинского театрального училища Борис Любимов.

Новости культуры