19.11.2012 | 15:49

Шедевр Йорданса в обновленном виде представлен в Пушкинском музее

Второе рождение "Сатира в гостях у крестьянина". Государственный музей изобразительных искусств имени Пушкина представил журналистам знаменитую картину Якоба Йорданса после реставрации, которая дала неожиданные результаты. Какие тайны скрывало известное полотно, узнали "Новости культуры".

Картина Якоба Йорданса "Сатир в гостях у крестьянина" входит в обязательную программу всех экскурсий по Пушкинскому музею. Неизвестно, по чьему заказу было написано полотно, но сохранились сведения об одном из первых владельцев. Это был граф Генрих фон Брюль. Говоря современным языком, он был премьер-министром при дворе саксонского курфюрста и короля Польского.

В 1768 году, после смерти графа, Екатерина Вторая поручает своему посланнику в Брюселе приобрести эту картину для Зимнего дворца. Существует мнение, что, когда сделка состоялась, сопровождать столь ценный груз в российских территориальных водах Екатерина поручила графу Алексею Орлову.

То, что картина болеет и нуждается в срочном лечении, заметили в прошлом году во время планового осмотра.

"До реставрации вот этот кракелюр по картине давал блики, и картину тяжело было воспринимать, потому что кракелюр был приподнят, и поверхность картины бликовала", – поясняет художник-реставратор Надежда Кошкина.

Это хорошо видно на макроснимках. Кроме того, картина была дополнительно исследована в инфракрасных, ультрафиолетовых и рентгеновских лучах. В результате был сделан ряд открытий. 

"На этих снимках вы видите, как художник Йорданс переделывал основных персонажей картины. На этой рентгенограмме можно увидеть, как произошло наложение фигуры Сатира. Как показали исследования, он трижды переписывал фигуру Сатира, искал наиболее интересный и выгодный ракурс", – говорит заведующий отделом реставрации и консервации памятников Игорь Бородин. 

Реставраторы не только вернули картине ее первоначальный вид, но и лишний раз подтвердили предположение искусствоведов об одной особенности Йорданса. Дело в том, что он был удивительно скуп. Видя заинтересованность заказчика, накручивал цену, обещая уже готовую картину небольшого формата увеличить по площади и по количеству персонажей. 

"Обычно покупатель приходит в мастерскую художнкиа и начинает торговаться, пытается понизить цену. Здесь обратный случай – Якоб Йорданс объясняет, сколько ему еще нужно потратить сил, времени, чтобы картину увеличить, сделать больше, и, соответственно, ее цена станет выше",  – рассказывает заведующий отделом искусства старых мастеров Вадим Садков.

Исследователи выяснили, что к уже готовой картине Йорданс пришил еще два куска холста и пририсовал всем персонажам ноги. Многочисленные швы являются своеобразным автографом этого художника, который, как и многие другие именитые мастера, никогда не ставил свою подпись.

Новости культуры