11.01.2012 | 09:56

"Лев Гурыч Синичкин" в "Табакерке": музыка – джаз, время – НЭП

В Театре под управлением Олега Табакова готовят вторую премьеру юбилейного 25-го сезона. В конце января на сцену выйдет «Лев Гурыч Синичкин». Одна из самых популярных в XIX веке пьес обретет в «Табакерке» новое звучание. Спектакль сохранит и юмор, и аллюзии на русскую артистическую среду – слегка сместятся только временные акценты. Но это по-прежнему будет «классика» – в лучших традициях русского водевиля. Рассказывают «Новости культуры».

Режиссер Юрий Еремин еще на репетициях от журналистов не скрывает: одну из самых остроумных пародий на артистическую среду века XIX он перенес в другую эпоху. На сцене «Табакерки» царить будут 20-е годы ХХ века – времена НЭПа и зарождения советского джаза. Старинный водевиль готовят не только в новом прочтении, но и в новом звучании.

«У нас будет все живое, у нас будет настоящий джаз-банд, который будет над сценой сидеть, – рассказывает режиссер. – Театр маленький – над сценой, как и полагается ему быть, там, наверху. Джаз-банд со всеми правильными инструментами».

Музыка Цфасмана, Варламова, Вертинского… Русский водевиль еще и в ритмах танго. Слова специально для этого спектакля написал Юрий Энтин. Актеры разучивают композиции, поэт – помогает. Эту работу Юрий Энтин сравнивает с «Бременскими музыкантами»: куплеты для «Табакерки» тоже написаны, говорит, «до неприличия быстро» – всего за неделю.

«Вот здесь у меня была веселая задача, потому что в самые такие пиковые места вставлены песни, – рассказывает Энтин. – И просто все герои поют свое кредо».

Провинциальный театр. Старый актер мечтает о роли для своей юной дочери. Прима местного розлива соперниц в труппе видеть не желает. Сюжет вроде бы незамысловатый. Но пьеса Ленского уже несколько веков любима не только зрителями, но и актерами. Интриги, борьба за роли – сочные краски, яркие образы.

«За то время пока я репетирую, я как-то все больше осознаю, что для русского актера играть водевили – это как-то очень естественно, – говорит артист Михаил Хомяков. – Надо давать зрителю возможность, чтобы он успевал догадываться, а мы его в этот момент хватали – да, ты прав, старик. Дальше, дальше».

На главную роль – начинающий актрисы Лизоньки – режиссер утвердил Нину Гусеву. Всего полгода назад окончившая школу-студию МХАТ, эта роль ей сразу показалась эмоционально близкой.

«Я вспоминаю себя, когда я поступала в школу-студию МХАТ, – говорит актриса. – И такое фанатичное желание бесспорное только одного – только поступить и только вот этим заниматься. Сейчас как-то вспоминаю это чувство».

Процесс репетиционный Юрий Еремин еще и снимает. Для себя что-то комментирует, мизансцены выверяет едва ли не до миллиметра. Точность актерского действия еще никому не мешала. За обилием юмора, танцевальных и песенных номеров, режиссер обещает не утаить и драматические моменты в судьбе персонажей.