11.01.2012 | 10:14

Печать. 11 декабря 2012

Берлинский кинофестиваль, один из самых престижных смотров мира, по частям рассекречивает свою программу – уже известную часть публикует газета «Коммерсант». Среди участников «Берлинале» картина итальянских классиков Паоло и Витторио Тавиани «Цезарь должен умереть» и совместный российско-американский фильм «Машина Джейн Мэнсфилд» Билли Боба Торнтона. Откроет же фестиваль картина «Прощай, моя королева» француза Бенуа Жако. О других темах утренней печати в обзоре «Новостей культуры».

***
В текущем сезоне исполняется пятьдесят лет Камерному оркестру Московской консерватории, которым последние пять лет руководит Феликс Коробов. Официальное празднование, как сообщил «Итогам» маэстро, пройдет в феврале в Большом зале консерватории. Оркестр давно превратился в серьезный концертный коллектив, поэтому и программа будет очень серьезная. А в Малом академическом музыкальном театре на март назначена премьера «Войны и мира»: важнейшее, по признанию самого дирижера, событие и тяжелейшая работа. Но грядущий юбилей Отечественной войны 1812 года вдохновляет и дает силы. Поделился Феликс Коробов и личными планами: «Мечтаю поехать в Таллин… Может, достанет времени дочитать китайский эпос великого У Чэн-эня «Путешествие на Запад» — на третьем томе я застрял еще на прошлой премьере».

***
Вот уж сенсация, так сенсация! Преподаватели Женевского университета Жан-Поль Бронкар и Кристиан Бота опубликовали материал о наследии советского ученого Михаила Бахтина. По мнению авторов, Бахтин присвоил себе чужие работы о Достоевском, написанные в 1930-е годы репрессированными учеными Павлом Медведевым и Валентином Волошиновым. В неприглядной истории разбиралась швейцарская русскоязычная «Наша газета». Ситуацию объяснил Жан-Поль Бронкар «Стремясь помочь Бахтину восстановить пошатнувшуюся в глазах властей репутацию, Медведев, работавший в то время в издательстве, где и вышел бахтинский труд о Достоевском, и Волошинов, который посвятил знаменитому писателю свою диссертацию, собрали обрывки текстов, начатых ранее Бахтиным, и слепили из них целостное произведение». Так это, или нет, предстоит разобраться специалистам. Пока что разоблачители Михаила Михайловича «слепили» 600-страничный том под названием «Разоблаченный Бахтин».

***
В начале 1990-х Борис Стругацкий сказал в интервью «Литературной газете» принципиально важную фразу: «Жить стало интереснее, чем писать». С некоторыми коррективами ее можно применить и к текущей литературной ситуации в России – утверждает на страницах «Санкт-Петербургских ведомостей» обозреватель Василий Владимирский. Газета публикует размышления автора о современном читателе, его потребностях и интересах: «Читательская аудитория тает, тиражи медленно, но неуклонно ползут вниз. Ну что ж – остается утешиться тем, что в итоге с нами останутся самые стойкие, самые внимательные и компетентные. Те, кому читать до сих пор интереснее, чем жить».