16.11.2012 | 15:44

К 100-летию со дня рождения скульптора Александра Кибальникова

В этом году исполнилось 100 лет со дня рождения народного художника СССР, скульптора Александра Кибальникова. В Москве открылась выставка "Памяти великого художника", которую готовили несколько лет. Корреспондент "Новостей культуры" осмотрела экспозицию, побеседовала с дочерью художника и узнала, как жил и творил знаменитый скульптор. 

Распахнутый пиджак, поза чтеца, смелый и решительный взгляд. Торжественное открытие памятника Владимиру Маяковскому состоялось летом 1958 года. В тот день на нынешней Триумфальной площади в Москве было не протолкнуться. За эту работу Александр Кибальников был удостоен Ленинской премии. Звездному часу предшествовала долгая работа, почти шесть лет художник-монуменалист искал нужный образ.

"Владимир Маяковский, первый портрет был создан в начале 1950-х годов. Первый портрет, который мы видим вот перед зеркалом, был создан в 1956 году, и в 1958 году он получил бронзовую медаль на международном конкурсе-выставке в Брюсселе", – говорит куратор выставки Маргарита Сюрина.

Две главных музы художника – супруга Александра Григорьевна и дочь Валентина. Кибальников часто просил девочку позировать, а она, будучи подростком, нехотя соглашалась. Валентина Александровна признается, что сидеть подолгу в одной позе ей было скучно, иногда она даже засыпала. Зато теперь эти скульптурные портреты самые дорогие для нее. В своей книге дочь скульптора описала забавную историю, когда случайно подпортила творческий замысел отца, изменив эскиз его новой работы.

"Это был такой случай: прибежала домой, увидела комок пластелина непонятной конфигурации. Мне казалось, что слева – это хобот слона, я постаралсь и изобразила. Отец, когда пришел домой, ничего не увидел. Он умолял, чтобы я вспомнила, как это было", – рассказывает Валентина Кибальникова.

Она бережно хранит первые работы отца – портреты советской летчицы Марины Расковой, актеров Саратовского драматического театра, рабочий эскиз знаменитого памятника "Непокоренный". 

Но не все скульптуры Александра Киабальникова были воплощены в бронзе и сохранились до нашего времени. Например, одна из ранних работ "1941 год" так и осталась навсегда запечатлена на единственном фотоснимке. Что стало с оригинальными гипсовыми фигурами, до сих пор неизвестно. 

Александр Кибальников – почетный гражданин города Саратова. Именно там, в художественном техникуме, он постигал азы живописи. Специально для московской выставки из саратовских музеев привезли документальные материалы и небольшие скульптуры мастера, в том числе бюст писателя Чернышевского.

"Визитной карточкой Саратова является работа Кибальникова – Чернышевский, который стоит на одной из центральных улиц города. Это ныне визитная карточка нашего города, и наш музей собирает все, что связано с памятью Александра Павловича Кибальникова", – отмечает главный хранитель фондов музея Н.Г. Чернышевского Елена Манова (Саратов).

Помнят художника-монументалиста и в Бресте, где под руководством мастера был возведен мемориальный комплекс "Брестская крепость – герой". Памятник героям Брестской крепости стал одним из самых важных творческих и нравственных проектов Александра Кибальникова. 

Новости культуры