16.11.2012 | 11:05

Режиссер Темур Чхеидзе осваивает "Метод Гронхольма"

Петербургская версия «Метода Гронхольма». В Большом Драматическом спектакль по пьесе современного испанского драматурга Жорди Гальсерана поставил режиссер Темур Чхеидзе. Премьера – 18 ноября. На репетиции побывали корреспонденты «Новостей культуры».

В офис крупной компании пришли наниматься на работу четверо претендентов. А должен остаться только один.

Подумать героям пьесы есть над чем – один из них тайный сотрудник кадровой службы. Причем кто он – остальные трое не знают. Не может понять и зритель, даже хорошо владеющий логикой детективного жанра. Битва умов и характеров разгорается на фоне офисных интерьеров, которые постепенно становятся все более сюрреалистичными по мере того как герои теряют нравственный облик в попытке взобраться на верхнюю ступеньку жизни. Темур Чхеидзе как будто пробует на прочность нашу нравственную природу.

«Если у меня есть человеческое достоинство, где та грань, перейти которую нельзя, как бы мне ни хотелось иметь хорошую работу, хорошую зарплату, – говорит режиссер. – Больше всего нам трудно перенести унижение и когда задевают наше человеческое достоинство, это может катастрофические последствия иметь».

Тех, кто проводит этот жестокий эксперимент на выживание на сцене не видно. Инструкции претенденты получают через специальное окошко. Выйти из игры они не могут, если не хотят потерять место. Кажется, еще немного и в офисе произойдет убийство.

«Есть какие-то фундаментальные вещи, через которые переступать нельзя, – отмечает актриса Александра Куликова. – Вдруг происходит концентрация чего-то в воздухе, и оказывается можно и это, и это, в общем, это ад, который выходит наружу».

Полукруглые стены офиса – как арена гладиаторов. Художник спектакля оставляет надежду на то, что за пределами этой комнаты есть нормальный мир, в котором герои могут, наконец, укрыться. На самом деле все наоборот. Лампа, оживающая к концу, спектакля не хочет отпускать ни героев, ни зрителей.

«Весь спектакль она следит за тем, что происходит, и в конце она начинает двигаться и весь свет идет в зрительный зал, – рассказывает художник Георгий Алекси-Месхишвили. – Это создает сюрреалистический эффект, когда она стреляет в зал, это говорит, что зрители – это часть этого мира».

Фабулу назвать обычной тем более стандартной нельзя. «Метод Гронхольма» – это пьеса о современной жизни, которая меняется быстрее, чем мы успеваем к ней привыкнуть.

Новости культуры