15.11.2012 | 10:04

В столице открылась выставка «Мозаичное искусство России»

Мозаика числилась среди искусств, принесённых на Русь из Византии. Но прижилась ненадолго. Только в XVIII веке Михаил Ломоносов взялся возродить утраченное ремесло. В современном мире подобное монументально декоративное искусство представляется чуть ли не анахронизмом. Тем не менее, мозаика продолжает развиваться, в буквальном смысле слова встраиваясь в предлагаемые обстоятельства. В столице открылась выставка «Мозаичное искусство России». И там, в жизнеспособности мозаики убедились корреспонденты «Новостей культуры».

Монументально-декоративное искусство теперь помещается в небольшой кастрюле. Зрителя, привыкшего к масштабным мозаичным панно, на выставке ждут иные масштабы. У художника Феликса Буха много работ иллюстрирующих историю Адама и Евы, красоту природы и мира животных. При этом уверяет, что искусство непременно должно быть связано с нашим временем, с личными переживаниями и вещами.

«Еще миллионы лет назад художники изображали деревья, птиц, животных, – рассказывает Феликс Бух. – А сейчас мозаистов очень мало осталось, мало людей работающих в этой технике. Мне интересно, как бы древние художники, если бы они жили в наше время, что бы они отражали? Я задумался, и решил, что они бы отражали самолетики, трамваи, паровозики».

Мозаика – непредсказуема. Мастер во втором поколении, Александр Корноухов, рассказывает, что художник знакомится с фактурой, цветами, свойствами природного материала почти всю жизнь. На примере своего натюрморта, он показал, как правильно подобранные камни способны выгодно подчеркнуть друг друга, создать глубину пространства и усилить впечатление.

«Мозаика интересна тем, что в ней есть какая-то форма, вот как в футболе, который нельзя сказать, чем он кончится, то есть ты входишь настолько в переживание», – отмечает художник.

Среди экспонатов выделяются мозаичные скульптуры. Одним из первых использовать эту технику в объемных произведениях начал Зураб Церетели. На выставке также можно увидеть неожиданную работу знаменитого художника-монументалиста Ивана Лубенникова «Завтрак аристократа».

«Очень сильно изменилась мозаика за эти 20 лет, – рассказывает куратор выставки Мария Красильникова. – Выставочная работа вся проходила в диалоге, а ты как это делаешь? А у вас как это получилось? Как вы сделали ее легкую, а почему миллиметровый слой не сыпется? То есть те материалы, которые пришли за последние 20 лет на русский рынок, невероятно расширили возможности этой техники».

Современные художники часто помимо камней используют дерево и стекло. Предпочтение все же, отдают римской мозаике, собирая картину из мельчайших кубиков. Однако есть и приверженцы более строгой флорентийской.

Техника флорентийской мозаики – это тщательная подгонка каждого элемента. Художники стараются использовать естественные особенности камня. Например, Екатерина Милюкова своего льва создавала из мрамора, родонита и лазурита.

Эта техника была особенно популярна в годы строительства и художественного оформления многих станций метрополитена в Москве и Санкт-Петербурге. Поэтому шедевры мозаичного искусства окружают нас буквально каждый день.

Новости культуры