14.11.2012 | 11:04

Выставка "Vanitas. Смыслы и символы в современном искусстве"

Буйство красок, пышность сюжетов – все это vanitas, то есть суета сует. Но картины, написанные в жанре ванитас, пренебрежения не терпят. Эти натюрморты, смысловым центром которых часто бывает череп, всегда посвящены неотвратимости смерти и быстротечности земных удовольствий. Жанр, возникший в эпоху барокко, вполне востребован и в наши дни. Современные европейские художники продолжают экспериментировать с символами и смыслами. Разгадать их можно на выставке в Московском музее современного искусства. Рассказывают «Новости культуры». 

Что-то жуткое и привлекательное одновременно. Эта обросшая слоями скульптура творение Мартина ван Калсбека и его супруги. В Москву проект творческо-семейного дуэта приехал представлять только Мартин. Каждая работа - это результат совместного действия и противодействия. Пример тому – версия экзотических украшений праздничного стола. Особый смысл композиции - в её хрупкости. Но это восприятие обманчиво.

«Вы думаете это стекло? Нет, это смешанная техника – пластик, керамика, текстиль. Как-то раз с супругой мы зашли на выставку персидского стекла и нам пришла идея – передать тот же самый, так называемый «стеклянный эффект» только другими материалами», - объясняет художник Мартин ван Калсбек.

Эта выставка - своеобразное исследование живописной традиции vanitas. Современные голландские и бельгийские художники переводят символы эпохи барокко на понятный нам язык. В экспозицию вошло множество натюрмортов: розы – как символ любви, тюльпаны – необдуманность и безответственность. Игральные карты и кости говорят о поиске удовольствий и грешной жизни.

«Символы vanitas происходят из XVII века, хотя их истоки в позднем готическом искусстве, где эти символы появились изначально в сюжетах религиозного характера», - говорит куратор выставки Лариса Бювалда.

Фотограф, скульптор и художник Ханс оп де Беек подарил московскому зрителю «Море спокойствия». Это и короткометражный фильм, и название мифического круизного лайнера, который плывет глубокой ночью в неизвестность. Этот видео-арт – метафора современного отношения к жизни и течению времени.

«Я специально выбрал именно этот фильм. Здесь прослеживается тема vanitas. За оболочкой красоты – шикарный лайнер, дорогие залы, нарядные люди - скрывается пустота, лишенное воображения времяпровождения. Да, это вымышленные, но очень знакомые сцены из реальности», - рассказывает художник Ханс оп де Беек.

Еще одну фантастическую реальность предложил художественный дуэт - Брурсен и Лукаш. Из классического диснеевского мультфильма «Бэмби», который был создан еще в 42 году, художники убрали всех обитателей леса. На экране меняются разные состояния природы – то это летнее буйство зелени, то хмурая осеняя картина. Так основные принципы vanitas переходят в современный видео-арт. 

Новости культуры