12.01.2012 | 10:28

Лучшие образцы современной керамики представлены на выставке в ЦДХ

В Центральном доме художника открылась выставка «Времена года». Такое название получила экспозиция современной керамики, собравшая лучшие авторские произведения и работы творческих коллективов, продолжающих традицию древнего ремесла. Ощущают ли гончарных дел мастера «сезонные веяния», и какие «времена» переживает сегодня их искусство? – поинтересовались корреспонденты «Новостей культуры».

Гжельские фарфор и майолика, скопинская и псковская керамики – на выставке «Времена года» представлены только авторские работы, все, что создали отечественные мастера за минувший год. В центре внимания – предметы, без которых не мыслим традиционный национальный быт. У псковских художников – тарелки, бидоны, кружки и светильники.

«У нас есть небольшой участок ангобной росписи, то есть эта роспись традиционная, – рассказывает художник по керамике Валентина Дементьева. – Расписываем мы традиционными материалами, то есть, оставляем мы чистым, открытым сам черепок, имеющий характерный красный цвет, расписываем очень сдержанной палитрой ангобов. Ангоб – это глины цветные».

Особое внимание на выставке к современным гончарам. Михаил Садовников в керамике уже 20 лет. Мысль о том, что не боги горшки обжигают – не для него. Уверяет, что сейчас настоящий мастер должен интересоваться философией, искать новые материалы, стилевые решения и формы.

«Был гончарный круг в одной из мастерских, захотелось попробовать, что это такое, начал крутить горшок, и он упал у меня, сломался, и я заметил, что если приклеить голову сюда, тарелочку такую, то получится человечек, и это было в первый день моего обучения гончарке», – рассказывает художник по керамике, гончар Михаил Садовников.

Крынки разнообразных форм и фактур Михаил Садовников украшает необычным орнаментом, используя секретную авторскую технику. Специально для выставки художник приготовил эту композицию из трех предметов.

«Все говорят, а вот амфору можешь? – рассказывает Садовников. – Вот я могу крынку, а она не хуже амфоры, вот что я хотел сказать, это русская амфора – вот слово крынка должна звучать у нас также поэтично, как амфора».

Многим еще только предстоит открыть для себя особую поэтику народных промыслов. Например, красоту этих предметов, выполненных в уникальной ленточно-жгутовой технике.

«Это промысел Дагестанский, Балкарский промысел, Лакский, – рассказывает куратор выставки Ралия Мусина. – Это очень высоко в горах, маленький аул, который издревле занимался керамикой, особенностью этого центра было то, что керамикой здесь занимались только женщины».

Все вещи, привезенные дагестанскими мастерицами, имеют не только декоративно-художественную, но и практическую ценность. Они широко применяются в быту. Современным технологиям художницы предпочитают традиционные рецепты изготовления изделий, которые они бережно передают из поколения в поколение.