14.11.2012 | 12:04

Начата работа над изданием полного собрания сочинений Чайковского

В скором времени увидит свет полное собрание сочинений Петра Ильича Чайковского и на этот раз оно будет действительно полным утверждают издатели. Сейчас составители только приступили к работе, им предстоит собрать все подлинные авторские тексты и партитуры. В общей сложности опусы композитора занимают около 60-ти томов. Последний раз их переиздавали еще в советское время, и тогда не обошлось без купюр. «Новости культуры» познакомились с объемом работы.

В Клину и его окрестностях – Майданове и Фроловском – Чайковский прожил около восьми лет. В доме на окраине городе, который композитор снимал у мирового судьи Сахарова, чуть более года. Но сейчас именно это место известно во всем мире, как город Чайковского и главное хранилище его архива. Клин первым откликнулся на идею главного дирижера Большого Симфонического Оркестра имени Чайковского Владимира Федосеева издать новое полное собрание сочинений композитора. Из которого однозначно бы следовало – так написал Чайковский. Эталонного издания, с авторскими версиями и редакциями на сегодняшний день нет.

В советские годы композитора редактировали исходя из идеологических соображений. В собрании сочинений, затеянном в год 100-летия Чайковского, например, отсутствуют посвящения царственным особам.

«Второй квартет Чайковского был посвящен Великому Князю Константину Николаевичу, он патронировал московское отделение Русского Музыкального Общества – посвящения нет и не будет нигде, – рассказывает главный хранитель архива П.И. Чайковского в Клину Полина Вайдман. – В рукописи этого тоже нет, потому что царственным особам нужно было получить разрешение. Поэтому только в первом издании Юргенсона это сеть».

Увертюра «1812-й год» после революции долгое время и вовсе не звучала, в ней Чайковский цитировал гимн «Боже, царя храни».

«Фактически увертюру «1812-й год» спас Н.С.Голованов, – поясняет Полина Вайдман. – В.Я. Шебалин, друг Голованова, решили вместо “Боже, царя храни”, пристроить “Славься” Глинки, тем более, что Чайковский так любил тот хор».

Одно из первых исполнений новой версии – 1945 год, концерт в Большом зале консерватории для участников Поместного Собора РПЦ.

Добавил исследователям работы и сам Чайковский. Пропускал ошибки в корректурах. Доходило до курьезов.

«Он забыл, что бал у Лариных прохоидт в Татьянин день, – рассказывает Полина Вайдман. – И что это зима. Поэтому в сцене дуэли Ленского у него шумит мельница, река. Ленский падает в траву. Корректуру помогал делать Николай Дмитриевич Кашкин. Он ничего не мог понять. Он пишет: “Зима”. Вопрос ставит. Поправили, что зима. Но траву не убрали из корректуры».

А в партитурах оперы, изданных при жизни композитора, последними словами были не «Позор, тоска, о жалкий жребий мой», как звучало на премьере оперы, а «О, смерть, иду искать тебя», от которых композитор отказался, но забыл исправить.
Новое Полное собрание сочинений Чайковского вернет подлинный авторский текст 1 фортепианного концерта. Дело в том, что мы знаем и любим это произведение в третьей, не авторской редакции. Авторская – звучит по-другому.

С 1-го концерта начнется новое собрание сочинений. К его осуществлению уже приступили в Челябинском издательстве, которое уже несколько лет сотрудничает с Домом-музеем Чайковского в Клину. Нотный набор производится в соответствии с современными международными стандартами. Каждый том будет включать не только авторский текст, но и комментарии буквально к каждому такту и историю изменений текста.

«Поскольку мы собираемся выпустить издание, наиболее полно соответствующее оригиналу, нам придется собирать все источники, которые разбросаны как минимум по пяти местам, – говорит издатель Андрей Комяков. – Кроме того, пока на сегодняшний день не решен вопрос финансирования».

В работе над новым Полным собранием сочинений кроме челябинского издательства, Дома-музея в Клину примут участие Музей музыкальной культуры имени Глинки и Институт искусствознания.

«Полное собрание сочинений – проект на многие годы, – отмечает директор Государственного института искусствознания Дмирий Трубочкин. – Нужно его затеять и затеять смело, без того, чтобы рапортовать, что через 10 лет мы издадим 100 томов. Это настоящее кропотливое выражение научного труда, кот есть наст почитание памяти композитора».

В первые тома нового собрания сочинений войдут произведения, которые звучат в финале конкурса имени Чайковского. И участники состязания 2015 года уже смогут ими воспользоваться.

Новости культуры