27.09.2012 | 19:35

Георгий Франгулян открывает в Москве новую выставку

Чтобы оценить содержание новой выставки Георгия Франгуляна, которая называется «Синекдоха скульптуры», для начала придется полистать словари. Этим словом греческого происхождения обозначается стилистический прием, когда для большей образности речи вместо целого используется лишь часть. Почему известный скульптор решил воспользоваться именно этим литературоведческим термином, выясняли корреспонденты «Новостей культуры».

Эта камерная выставка могла бы легко затеряться в творческой биографии Георгия Франгуляна, автора памятников Булату Окуджаве, Иосифу Бродскому, императрице Елизавете Петровне, президенту Борису Ельцину и многим другим, тем более, что никаких громких имен в бронзе и мраморе на этот раз нет. Здесь Франгулян вообще предлагает забыть о произведениях как таковых. Экспонатами, по словам автора, выступают не сами скульптуры, а пустота, воздух, пространство вокруг них. Это попытка осмыслить природу скульптуры через ее отрицание.

«Что такое скульптура? – задается вопросом скульптор. – Это не фигурки собачек, людей, которые сидят в тех или иных позах, что, кстати, можно часто увидеть в наших памятниках, которые ничего кроме этого в себе не несут. Задача скульптуры – организовать пространство, это очень важно. Что вокруг построено, каким образом улицы выходят, допустим, на площадь… учитывая буквально все детали, включая ручку на двери».

Экспериментальный характер выставки подчеркивает и разнообразие представленных жанров. Здесь, можно сказать, весь Франгулян: мраморная и бронзовая скульптура, авторское так называемое тонкое литье, графика, живопись. Все вместе, говорит автор, это один метафизический экспонат под названием «жизнь, отданная искусству».

«Ты должен идти к определенной цели, к некой вершине, которая никогда не достижима, но приблизиться к ней можно, и кто насколько подойдет к ней – вот от этого зависит ценность художника», – считает Георгий Франгулян.

В настоящее время такой вершиной для скульптора является Большой Кавказский хребет.

«Эта серия работ «Скалы», которая предназначена для Олимпиады в Сочи, – рассказывает скульптор. – Это одна из этих работ. И они символизируют именно скалы, Большой Кавказский хребет, вокруг которого все происходит. Просто я несколько скал «спускаю» вниз, в Имеретинскую низменность, к стадионам. И с гор «спускаю» эти объемы вниз».

Георгий Франгулян продемонстрировал фрагмент деревянной скульптуры – одну седьмую часть бронзового проекта, который будет готов к открытию зимней Олимпиады 2014 года. Его установят в Сочи, и он станет доминантой Парка скульптур. Где разместятся еще 65 работ 48 современных скульпторов, выигравших всероссийский конкурс.