12.01.2012 | 19:43

Кто станет скульптурным героем нашего времени?

Не только итоги года минувшего, но и 20-летие мастерской скульптуры под руководством Владимира Цигаля, обсудили сегодня за круглым столом в Российской академии художеств. Наглядным материалом к дискуссии стала выставка работ выпускников творческой лаборатории мастера, которому в этом году исполняется 95 лет. Рассказывают «Новости культуры».

Борцы-сумо, манекенщицы и даже космические туристы – например, Деннис Тито. А не поэты, государственные деятели и полководцы, как пару столетий назад. И беглого взгляда достаточно, чтобы понять: растеряны и скульпторы, и, скорее всего, заказчики. Кто же является героем нашего времени, кого запечатлеть для вечности сегодня? Впрочем, главный вопрос, который обсуждали сегодня в Академии художеств скульпторы и искусствоведы, не только кого, но и как?

«Как известно, многие скульпторы радикально относились к традиции. Например, Томмазо Маринетти говорил, что форма современного автомобиля гораздо выразительнее, чем скульптура Ники Самофракийской», – замечает доктор искусствоведения Олег Кривцун.

Участники круглого стола обсудили свои насущные проблемы. Как выяснилось, современная российская скульптура едва ли не процветает: у нее «тяжелое настоящее и тревожное будущее». «Но это шутка», – тут же добавил один из выступающих. И искусствоведы, и, конечно, сами скульпторы остались довольны выставкой и произведениями. В основном, это работы выпускников мастерской знаменитого советского скульптора Владимира Цигаля. Сам мэтр, которому в этом году исполнится 95 лет, на обсуждении не присутствовал. Были его ученики. Денис Стритович уже после круглого стола поделился своими наблюдениями. По его словам, проблемы все же есть, и это, прежде всего, сложности с установкой памятников, выделением для них мест в городах.

«Есть мэр знакомый – ты делаешь, нет – не делаешь. Так или иначе, все конкурсы – полная иллюзия, потому что, как правило, заранее все определено. Многие художники, которые ставят, они по-настоящему талантливые, делают по-настоящему хорошие вещи, но зачастую бывает и не так», – поясняет он.

Говорили сегодня и о том, что скульптура в России – практически единственный вид искусства, который застыл даже не прошлом, а в позапрошлом веке. Во всем мире памятник человеку – уже далеко не самое актуальное направление скульптуры. Но, как заметил кто-то из выступавших на круглом столе, заказывали Америку, а открыли Индию. Сегодня скульпторы в нашей стране возвращаются к прерванным революцией традициям. И прежде всего, это пластическое осмысление православной культуры. Не случайно герои почти каждой второй работы на выставке – это герои священной истории.