13.11.2012 | 11:27

Новая акустика в Светлановском зале Дома музыки

К 10-летнему юбилею Московский международный Дом музыки получил долгожданный подарок – идеальную акустику для Светлановского зала. В основе новой акустической системе – компьютерная обработка звука. Благодаря микрофонам, громкоговорителям и процессорам теперь Светлановский зал одинаково хорошо подходит и для исполнения классической музыки, и для джаза, и даже для рок-концертов. В электронных тонкостях нового звучания разбирались корреспонденты «Новостей культуры».

Владимир Спиваков на репетиции Национального филармонического пока не в роли дирижера. В Светлановском зале после установки нового акустического оборудования он впервые.

Пока оркестр исполняет Шуберта, Спиваков проходит по залу. Вслушивается. После – делится впечатлениями.

«Я сегодня, когда вошел в зал, я подумал, что это играет «Чикаго симфони», честно вам признаюсь, – говори тВладимир Спиваков. – Появилась четкость, появился объем, появился тембр, что очень важно».

Австриец Маркус Хазельбёк впервые дирижирует в зале с электронной акустикой. Сначала слушает оркестр, после – садится за орган. Хазельбёк признается – не удержался. Прославившийся сначала как органист, он просто не мог не проверить, как звучит инструмент в зале со столь «умным» оборудованием.

«Мой родной зал – это «Мюзик Ферайн» в Вене, – рассказывает дирижер. – И обычно мне требуется время, чтобы привыкнуть к акустике какого-либо другого зала. Но сегодня я почувствовал себя как дома».

Создание электронной акустической архитектуры – это то, чем занимались в Светлановском зале последние полгода. Изменения внешние заметит лишь внимательный зритель. Над сценой и залом разместили больше ста микрофонов и 160 громкоговорителей. Места их расположения выверяли с точностью до миллиметра. Звук от микрофонов передается вот в такие процессоры. Именно здесь данные о нем обрабатываются, происходит перенастройка. В считанные доли секунды преобразованный звук поступает в громкоговорители.

«Зал может быть хорош для исполнения классической музыки, но совершенно не пригоден, например, для рок-концертов, – говорит разработчик акустической системы Джон Пиллоу. – Наша система позволяет создать практически универсальный зал».

После установки системы «Констелейшн» американской фирмы «Мейер саунд» один Светлановский зал можно будет превращать в 11 разных залов. Регулировать объем помещения. Виртуально, конечно. 11 звуковых настроек для 11 разных музыкальных жанров – симфоническая музыка, камерная, хоровая, оперная, джаз, даже рок… Менять настройки можно одним нажатием кнопки на обычном ноутбуке или даже телефоне.

«Когда мы регулировали и отлаживали органный режим несколько дней назад, то мы сидели рядом с Джоном, – рассказывает главный смотритель органа Дома музыки, член научного совета РАН по акустике Павел Кравчун. – И я говорил: давайте попробуем 0,8 секунды реверберации – пожалуйста. Давайте уберем раннее отражение – давайте уберем. А немножечко сделаем потише задний ряд – сделали. А теперь – четыре секунды, как в соборе – одним движением руки. Это действительно управляется очень просто».

Разработчики заверяют: теперь в Доме музыки одинаково хорошая слышимость будет во всех местах зрительного зала. Музыканты тоже почувствуют изменения. Акустика и на сцене станет лучше.

21 декабря Национальный филармонический вновь выйдет на эту сцену. В праздничном концерте в честь 10-летия Международного Дома музыки с ним вместе выступят Денис Мацуев, Хибла Герзмава. Оценивать этот акустический подарок ко дня рождения теперь будут многие звезды мировой сцены.

Новости культуры