13.01.2012 | 10:16

В столице представили мастер-класс Леонида Баранова

Мастер-класс известного московского скульптора Леонида Баранова возник в 2009-м. Признанный мастер монументально-декоративной скульптуры, предпочитает жанр исторического портрета. К скульптурному изображению предъявляются жесткие требования: важно не только добиться сходства с моделью, но и максимально передать свое впечатление при помощи камня, мрамора или бронзы. Это и демонстрирует выставка «Счастливые возможности портрета». Рассказывают «Новости культуры».

Десять отличий в этих портретах найти легче, чем десять сходств. Хотя все это – один человек, Владимир Тишин. Так по-разному увидели его те, кто лепил – от скульпторов-профи до студентов, впервые взявшихся за глину. Каждый разглядел в персонаже свое. Да и уровень мастерства – не скрыть.

«Какой я сам, я про себя не могу сказать, это вот кто что в этом увидит, значит так оно, наверное, и есть, – говорит Владимир Тишин. – А потом, может, кто-то про меня знает что-то такое, чего я сам про себя не знаю. Я за это не отвечаю. Это, в конце концов, чужой портрет, не мой».

Идея выставки – несколько человек одновременно лепят портрет одного – появилась у скульптора Леонида Баранова из желания привить любовь к профессии скульптора однокурсникам дочери Натальи. Они хоть и учатся на дизайнеров, но именно лепка, по мнению Баранова, развивает творческое видение, как ничто другое.

«Наблюдение за тем, как молодые люди овладевают нашим ремеслом очень приятно, – говорит Леонид Баранов. – Оказывается, у людей сохраняется это простое желание – видеть своими глазами и изображать своими руками».

Мастер-класс получился своеобразный: Баранов лепил сам, рядом – подсматривали, расспрашивали и тут же делали по-своему студенты, впервые взявшие в руки глину. Выходило, понятно, по-разному.

«Мы, конечно, лепили рядом, – говорит Наталья Баранова. – И папа все время объяснял – как лепить. Когда человека лепишь, он же с тобой разговаривает, обсуждает что-то, рассказывает, и человек становится тебе более родным, когда ты его лепишь. И это такое общение, которое просто так нельзя получить».

Пока одни мяли глину, другие щелкали затворами фотоаппаратов. Вся работа оказалась заснята, причем художественно, на пленку. Так что результат на выставке представлен на фоне процесса. Вообще лепить портреты друзей-художников – сегодня не особо популярно, и уж конечно – коммерчески не интересно. Занимаются этим лишь истинно влюбленные в профессию люди
.
«Жаль, что сейчас портрет как массовое такое явление, в общем-то, исчез, – говорит скульптор Сергей Мильченко. – Исчез на него социальный заказ. Раньше все-таки покупали с выставок портреты и создавали галереи портретов, а сейчас никто не покупает и портретов делают мало».

Сергей Мильченко на выставке тоже представлен в нескольких лицах. Некоторые даже очень похожи – вот только в жизни Сергей почти все время улыбается.

Если модель не интересна скульптору, результат будет заведомо плох. А потому портрет дружеский – особый жанр. Модели заранее друг другу симпатичны. Хотя в процессе лепки даже о близких друзьях узнается что-то новое.

«Человек может быть очень хорошо знаком, но когда ты с ним работаешь, как с портретируемым, появляются какие-то его новые свойства, м говорит Леонид Баранов. – И появляются они в контакте между художником и моделью».

Ждет ли гипсовые скульптуры в будущем бронзовая карьера, никто из участников выставки не задумывается. Довольно того, что из интереса и любви к скульптуре родились вот эти - лица необщие выраженья.