16.01.2012 | 12:59

В Москве проходят концерты Международного фестиваля музыки и танца эпохи Ренессанса

От высокого Средневековья до раннего барокко. В Рахманиновском зале Московской консерватории проходят концерты Международного фестиваля музыки и танца эпохи Ренессанса. Мелодии веков ушедших исполняют на старинных инструментах. Многие звучат впервые. Организатор фестиваля, ансамбль старинных духовых инструментов Alta Capella, уверенно возрождают традиции. На фестиваль пригласили крупнейших европейских специалистов по средневековой музыке. Рассказывают «Новости культуры».

То ли последние рекомендации перед концертом, то ли продолжение мастер-класса: Изакко Коломбо и исследователь музыки Средневековья и Ренессанса, и мастер, у которого стоит поучиться, и, конечно, хэдлайнер концерта. Сочинения, которые исполняет итальянский музыкант с московским ансамблем Alta Capella, это расшифровка старинных манускриптов, сделанная самим Коломбо. В них обычно записывали только один голос. Другие – музыканты того времени легко импровизировали во время выступления. И нынешним приходится осваивать это искусство.

«Собственных импровизаций не так много, но многое из того, что будем играть, представляет импровизацию, зафиксированную или реконструированную, рассказывает худрук ансамбля Alta Cappella Иван Великанов. – По имеющемуся одному голосу Иззако сделал трехголосие. Так, как это могло бы звучать».

Интересны и сами инструменты. Это сегодня они редкие, но 500 лет назад были очень распространены. Эта дудочка называется «цинк» и современных аналогов не имеет.

«Шалмей и бомбарда – это предки современных гобоев, просто они разной величины, – рассказывает Коломбо. – Бомбарда – это альтовый шалмей. Это духовые инструменты XV века. А кроме того играю на волынке и тэйбор-пайп».

Собственно тэйбор-пайп – это два инструмента, довольно знакомых, на которых одновременно играет один человек. Правой рукой – на флейте, левой на тамбурине.

На фестивале одной музыкой дело не ограничилось. В консерватории уже несколько лет обучают и историческим танцам. До нашего времени они дошли по описаниям в

«Сегодняшний концерт по трактату Арбо в основном сделан, – говорит худрук ансамбля Time of Dance Наталия Кайдановская. – Это был математик, который преподавал также танец. В форме диалога оставил трактат, где объясняет позиции, движения».

Дарья Маглеваная играет в ансамбле Alta Cappella на фидле. Но в этом концерте струнные не участвуют. И она с удовольствием вспомнила, как в консерватории ее учили историческим танцам.

«Танец, движения, которые делались, влияли на музыку, которая писалась, – говорит она. – То, что мы двигаемся под эту музыку, помогает эту музыку понять».

А зрители получали удовольствие от танцев, которые и в XXI веке кажутся зажигательными.