16.01.2012 | 19:39

Музыкальные эксперименты Петра Айду

Его называют пианистом-затейником. Петр Айду с одинаковым удовольствием экспериментирует и с музыкой современной, и исследует старинную музыку. В этот раз – с исполнения клавесинных «Токкат и курант» композитора XVI века Микеланджело Росси – Петр Айду открыл фестиваль «Вифлеемская звезда». Рассказывают «Новости культуры».

Этот инструмент – точная копия итальянского клавесина XVII века. Три года назад по заказу Петра Айду его изготовил немецкий мастер Кристиан Фукс. Инструмент, можно сказать, натуральный – из дерева, струны защипываются с помощью птичьего пера. В его октаве по 14 клавиш вместо привычных двенадцати.

«Здесь мезотоническая настройка, которая предполагает разницу между диезами и бемолями, – рассказывает Петр Айду. – Например, «соль диез» – чистая терция от «ми», «ля бемоль» – чистая терция от «до» вниз. Но вот так будет очень фальшиво – да? Поэтому здесь нет ничего похожего на равномерную темперацию».

По-настоящему понять и прочувствовать старинную музыку можно, исполняя ее только на аутентичных инструментах. В этом сольном концерте – полное изложение клавесинного сборника «Токкаты и куранты» Микеланджело Росси, изданного в Риме в 1657 году.

«Меня заинтересовала не столько личность, сколько книга, которая была издана еще в это время, когда Баху было всего семь лет, – говорит пианист. – И эта музыка, которая очень подходит к тому инструменту, это в целом интересно».

Сборник Росси пианист раздобыл в библиотеке Высшей школы музыки Ганновера. Там он три года учился игре на клавесине и хаммер-клавире.

Виртуозный клавишник, Петр Айду, кажется, все пространство вокруг себя превращает в музыку. В квартире пианиста выключатель в виде гитары, лампочка загорается в люстре-трубе. В центре комнаты американский реликт – механическое пианино начала XX века.

«Педаль газа, это педаль тормоза, – показывает музыкант. – И дальше вы садитесь и начинаете ехать. Такой осколок эпохи, когда бурно развивалась индустрия механического фортепиано всякого рода записей на перфорированные валики. Тут дырки, через эти дырки проходит воздух и в зависимости от этого нажимаются или не нажимаются клавиши».

Всего в коллекции Петра Айду около двадцати клавишных разных эпох. Но для музыканта главное – не количество старинных инструментов, а качество исполнения на них.

Следующий концерт авторского цикла пианиста «Осколки музыки» будет посвящен Вагнеру, Листу и Бетховену. Их сочинения Петр Айду исполнит на рояле Беккер тысяча девятисотого года.