08.11.2012 | 10:45

Камерный оркестр «Orpheus» впервые выступил в Москве

Знаменитый нью-йоркский «Orpheus Chamber Orchestra», который в этом году отмечает свое 40-летие, открыл мировое турне концертом в Московском международном Доме музыки. Более семи десятков дисков классической и современной музыки, записанных оркестром, критики считают образцовыми. А альбом с записью музыки Стравинского принес коллективу премию Грэмми. Рассказывают «Новости культуры».

Когда-то о такой свободе музыканты могли только мечтать. Теперь – подобные «демократические» коллективы – без дирижера – встречаются все чаще.

«В нашем оркестре музыканты свободны от дирижера, – рассказывает виолончелистка Мелисса Мил. – С самого основания оркестра у нас не было маэстро. Мы сами продумываем замысел произведения, каждый принимает в этом участие».

Их репетиции подобны театральным читкам, где текст сочинения разыгрывают по ролям. Здесь каждый музыкант – не только исполняет свою партию, слышит коллегу, но и дополняет общий замысел произведения. Баланс звучания собирают по крупицам.

«У нас функции музыканта значительно расширяются, – отмечает скрипач Нардо Пой. – Мало того, каждый исполнитель чувствует ответственность: к примеру, я, как и другие мои коллеги, знаю не только свою партию наизусть, но и других музыкантов».

Нардо Пой вспоминает, за сорок лет существования оркестр записал более 70 альбомов, побывал с концертами в США, Южной Америке, Европе, Азии и Японии. Исполнительской деятельности музыканты себя не ограничивают – в 2003-м открыли «Орфей-институт». В нем – несколько сотен учащихся овладевают азами художественного искусства.

«Мы постоянно проводим мастер-классы, открытые уроки в нашем институте, – рассказывает арт-директор оркестра, виолончелист Джонатан Спитц. – Каждый участник нашего оркестра преподает там».

На сцене Дома музыки в этот вечер звучали только жемчужины мировой классики. «Юпитер» Моцарта – классика на все времена. 41-я симфония – итог знаменитой триады – 39-й и 40-й. Сочинение подобно эпическому полотну: здесь и величественный масштаб, и героический размах, предвосхитивший Бетховена, и тонкая полифоническая работа.

«40-я, соль-минорная симфония, безусловно, намного известнее, чем 41-я, – говорит виолончелист Эрик Бартлетт. – Однако 41-я поражает своим крупным замыслом, оптимизмом».

Первая симфония Прокофьева возвращает нас в эпоху классицизма. Сочинение солнечного композитора, - словно воспоминание о Гайдновской эстетике.

Торжественный концерт «Orpheus Chamber Orchestra», на сцене Дома музыки – торжественно открыл программу мирового турне. Уже завтра музыканты отправятся в Германию, чтобы выступить на сцене берлинской филармонии.

Новости культуры