07.11.2012 | 19:31

Преодоление: Русская церковь и советская власть

Церковь и власть - простыми и безоблачными их взаимоотношения назвать сложно. Изгнание, притеснения, репрессии – ключевые слова для их характеристики на протяжении всего прошлого столетия. История гонений на Русскую церковь в ХХ веке представлена в рамках одной экспозиции в Государственном центральном музее современной истории России - к слову, бывшем Музее Революции. На открытии масштабной выставки побывали "Новости культуры".

Жизнь, истина, вера, 1937 год, подвиг, надежда. Шесть залов, как шесть исторических этапов. Россия и Церковь в предреволюционные годы, во время Гражданской войны, в годы НЭПа и репрессий.

"Наш университет на протяжении многих лет занимается научным изучением материалов, связанных с истории гонений на Русскую церковь. Мы изучили многие архивы, биографии людей, восстановили многие имена людей которые пострадали за веру, где сейчас более 30 тысяч имен", - говорит куратор выставки, заместитель декана богословского факультета Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета дьякон Павел Ермилов.

Документы и артефакты рассказывают о потрясениях 1917 года. На стендах - совесткая периодика: атеистические издания, плакаты, листовки и стенгазеты. Среди противников религии и ярых агитаторов за советскую власть - дети. Как доказательство - школьная тетрадь с рисунками и лозунгами против Церкви. Но есть и противоположные примеры. В зале 1937 года можно увидеть письмо 16-летнего подростка.

"Здравствуйте,  дорогие товарищи военного образования Ворошилов и Буденный. Просьба вас приехать и узнать, как живет религиозный народ, что советская власть не позволяет громить церкви снимать кресты и колокола. Приезжайте и посмотрите, что у нас творится", - цитирует старший научный сотрудник отдела новейшей истории Церкви Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета Лидия Головкова.

Зал "Большого террора", пожалуй, самый мрачный. Отсутствие солнечного света как символ мрачного времени. Сталинские репрессии в отношении и священнослужителей, и обычных верующих. В экпозициии показан лагерный быт: деревянные ложки, тарелки, жестяная форма для хлеба. 

Несмотря на тяжелейшие условия, люди были стойкими в вере. Пример тому - самодельная жилетка со спрятанными под подкладку текстами молитв, которые написаны очень мелким шрифтом. Такая вещь считалась нарушением лагерного режима, за которое мог последоват штрафной изолятор, а затем и смерть.

После 1937 года - зал памяти. Стена с фотографиями заключенных и растрелянных как некий рубеж, разделяющий время испытаний и время великого перелома. 

"Основная идея была показать глаза этих людей. Возможно, это последняя фотография. Чтобы мы, проходя через эту стену, наклонились. Уровень проема ниже, чем рост человека. Таким образом, мы совершаем некий поклон тем людям, которые пострадали", - поясняет автор пространственного решения выставки Олег Распопов.

В ХХ веке русскому православию пришлось пережить и страшные гонения, и терпеливое стояние, и возрождение. Одним словом - преодоление. 

Новости культуры