07.11.2012 | 16:30

Духовики со всего мира встречаются в Московской консерватории

В столице продолжается IV Международный конкурс Московской консерватории исполнителей на духовых и ударных инструментах. Он проходит раз в год по двум из девяти специальностей. В 2012 это "Флейта" и "Туба". Позади два тура музыкального соревнования. Секретами своего мастерства с участниками поделился Вальтер Хильгерс – тубист и дирижер из Германии. Рассказывают "Новости культуры".

В этот день Вальтер Хильгерс не совсем член жюри. Он педагог и дирижер для одного исполнителя – любого участника конкурса. Это музыканты из разных стран, которые, несмотря на присутствие переводчика, общаются здесь на каком-то особом – музыкальном – языке.

Больше уделять внимания дыханию при исполнении произведения, выбирать для себя подходящую динамику. Вот советы главного приглашенного дирижера симфонического оркестра Тимишоары, преподавателя Веймарской Высшей школы музыки. 

"Обмен опытом в первую очередь и в последнюю, чтобы узнать что-то новое, что-то, может быть, кому-то подсказать", – говорит участник конкурса Никита Бутенко. 

Хильгерс был поражен не только профессионализмом участников, но и произведениями, которые они исполняли.

"Два из трех произведений я раньше не знал. На конкурсе услышал их впервые. Но они настолько потрясающие, что впредь я буду давать их своим студентам, чтобы и они исполняли эти великолепные сочинения", – признается мастер. 

"Поэма-фантазия" Николая Ракова и "Токката" Жанны Джексембековой – об этих произведениях идет речь. Они входили в обязательную программу второго тура. Его преодолели только пятеро тубистов. Сыграть качественно, как оказалось, не главное. 

"Основные огрехи были именно в том, что не все пожелания автора выполнялись, а все-таки автор – это создатель сочинения. Свою интерпретацию можно делать когда-то, но в рамках тех условий, которые ставит автор", – поясняет народный артист России, председатель жюри конкурса по специальности "Туба" Владислав Агафонников.

Тубу, которую Прокофьев когда-то назвал самым нежным музыкальным инструментом, специалисты окрестили малочисленной и дефицитной специальностью. Другое дело – флейта. По этой специальности из четырех финалистов сразу трое оказались музыкантами из России. 

"Наши исполнители показали высочайший класс. Играл японец, он все чисто, хорошо играет, замечательно. Но, знаете, как бывает, все идеально выполнено, но не трогает", – отмечает председатель жюри конкурса по специальности "Флейта" Валерий Кикта.

Впереди у участников третий тур, объявление победителя, вручение премий… Правда, как признаются конкурсанты, главную награду – возможность пообщаться и услышать совет от признанных мастеров своего дела, они уже получили. 

Новости культуры