07.11.2012 | 11:39

Постановка "Варум" на фестивале "Сезон Станиславского"

В Москве завершается длившийся два месяца театральный фестиваль «Сезон Станиславского». Символично, что последним аккордом смотра стал спектакль-раздумье о сущности театрального искусства, некий смысловой коллаж из размышлений великих – Мейерхольда, Гордона Крега, Антонена Арто, Шекспира. Постановку Warum представил Питер Брук, живая легенда, один из главных идеологов и новаторов современного театра. Представил, правда, заочно – в Москву не приехал. Рассказывают «Новости культуры». 

Названием своего спектакля Warum – что с немецкого переводится Почему или Зачем – Питер Брук обольстил многих: а вдруг мэтру и вправду удалось разгадать тайну? И хотя бы самому себе ответить на вопрос: Почему и зачем занимается театром? Голосом Брука в этом спектакле стала удивительная актриса и в какой-то момент жена режиссера – Мириам Голдшмидт. Именно она как будто вызывает на сцене великих духов театра – Шекспира, Арто, Мейерхольда, Чехова, беседует с ними, старается выловить суть.

Поверить в то, что этой энергичной, полной жизни и озорства женщине 74 года также сложно, как в то, что в конце спектакля зритель получит точный ответ на вопрос – что же такое театр и зачем он нужен. Впрочем, для себя Мириам отвечает вполне определенно: «Для меня заниматься театром – всегда было единственным шансом выжить. Я сирота, и пять лет прожила в приюте немецком, я была единственным темнокожим ребенком. Без мира, который я изобретала для себя, я бы просто не выжила. Теперь я работаю, чтобы сделать возможным существование в этом мире многих других людей, которые часто очень одиноки и нуждаются в неком придуманном пространстве – будь то музыка, живопись, театр или любой другой мир воображения».

На первый взгляд моноспектакль на деле оказывается дуэтом – актрисы и музыканта, не выпускающего из рук нечто сродни медному тазу или летающей тарелке. Диковинный инструмент называется ханг, сплавлен из 5 разных металлов и идеально подходит для мистического разговора о высоком.

Несколько лет назад на Авиньонском фестивале я увидел, как молодой человек играл на ханг. Я подумал тогда: какой удивительный старинный инструмент! Но оказалось, что ему всего несколько лет отроду. Его изобрели Фелик и Сабина, живущие в Берне. Когда Питер и Мириам услышали, как звучит ханге, они влюбились в него. Так он стал частью нашего спектакля», - рассказывает музыкант Франческо Аньелло.

Питер Брук – величайший мыслитель театра XX века, признанный патриарх и смелый экспериментатор – тот самый, что одним из первых стал делать спектакли-полотна – по 8-10 часов, свои размышления о сущности театра неожиданно уложил в 55 минут. Сегодня мастер признается: изменить или научить людей чему-то с помощью искусства – нельзя. Но можно – пусть на какое-то мгновение - сделать жизнь зрителей лучше. И это, по мнению режиссера, стоит того, чтобы жить и творить театр. И, конечно, продолжать искать ответ на вопрос – почему и зачем – Warum, Warum. 

Новости культуры