07.11.2012 | 10:45

Современное искусство Китая представляют в столице

Московский музей современного искусства открывает новые направления. И держит курс – на Китай. Традиционное китайское искусство развивалось на протяжении пяти тысячелетий. Возраст современных творческих поисков – всего три десятилетия. За это время молодое искусство Поднебесной органично и уверенно вписалось в пространство современной культуры. Рассказывают «Новости культуры».

Ветка сливы – традиционный мотив китайской живописи, только вместо цветов на ветке – лампочки. Сад, как в стародавние времена, расцветает под охраной драконов, но в пластиковом пузыре. Молодые китайские художники уже говорят на языке, понятном мировому зрителю современного искусства, но по-прежнему за трудностями перевода скрывают свои восточные тайны.

«Это не просто змея, это змея, которая погрузилась в самосозерцание, встала на путь самосовершенствования, это змея на пути к дракону, она вот-вот превратиться в дракона, как гусеница – в бабочку», – поясняет вице-президент Государственного выставочного агентства Китая Вань Цзиюань.

Потому господин Вань даже предложил переименовать скульптуру «Гадюка» художника Дао Вэя в скульптуру «Самосовершенствование». Возможно, в Китае это возможно. Потому что ни один китайский художник на открытие московской выставки не приехал, и куратора на открытии не было. Между тем, куратор Ян Синьи свою искусствоведческую диссертацию писал в Корнельском университете, работал в Музее Гуггенхайма. Учился для того, чтобы работать на интернациональном поле современного искусства, но и опыт работы с коллекцией императорского дворца в Тайбэе у него есть. Похоже, он нашел свой баланс глобального и локального в представлении китайского искусства международной публики.

«Иногда ты ходишь, и всё как везде, а иногда понимаешь, такое могло быть сделано только в Китае», – отмечает руководитель международных программ МВО «Манеж» Екатерина Селезнёва.

Молодые китайские художники любят про тайну и тень, на фоне мировых строек сожалеют об утраченном, осваивают западную живопись, с помощью простого карандаша на простой бумаге создают абстракции иероглифической ёмкости. Это не конъюнктурные копии западного искусства – самостоятельные качественные рукотворные вещи.

«Китайское искусство вполне конкурирует с западноевропейским и американским», – считает комиссар Московской биеннале современного искусства Иосиф Бакштейн.

Современного искусства в Китае, как и всего другого, производят много. А значит, внутренняя конкуренция в китайском современном искусстве высока. На московскую выставку конкурс был пятнадцать человек на место.

«1500 заявок, 100 художников отобрали для работы, – рассказывает директор Московского музея современного искусства Василий Церетели. – Выставку сначала показали в Китае, в разных городах, затем к нам привезли, потом она отправится в Лондон, Америку и так далее».

Москва в привилегированном положении оказалась на правах ближайшего соседа. Мы первыми можем узнать ответ на вопрос: куда направляется молодое китайское искусство? Похоже, на Запад.

Новости культуры