17.01.2012 | 12:36

Российская государственная библиотека искусств представляет выставку "Влюбленные в оперу"

Целую династию «влюбленных в оперу» основал известный реформатор оперной сцены Иосиф Лапицкий. Этой семье посвящена выставка в Российской государственной библиотеке искусств. Сведения собирали по крупицам. Главным приобретением, которое и легло в основу экспозиции, стал архив семьи Лапицких. Фотографии, документы, эскизы к театральным постановкам, личные вещи дают возможность восстановить полузабытые страницы истории оперного искусства. Рассказывают «Новости культуры»

В этом здании на первом этаже была квартира Иосифа Лапицкого, где он жил со своей семьей. А внучка режиссера, Ирина, не просто провела здесь детство. Она проработала в библиотеке почти 40 лет и считалась лучшим специалистом и консультантом в области музыкального театра.

Главный герой этой выставки – конечно, Иосиф Лапицкий – отец семейства влюбленных в оперу и идеолог режиссерского оперного театра. В 1912 году он создал театр музыкальной драмы в Петербурге, и там начинал работать с оперными постановками совершенно по-новому, разрушив многие стереотипы.

«Если до него в опере были солисты, которые выходили на авансцену и пропевали всю свою арию, глядя в первые ряды партера, то Лапицкий это все смешал: у него не было ни солистов, ни хора, – рассказывает заведующая отдела культурных программ РГБИ Екатерина Шумянцева. – Все имели свою роль, все исполняли свою партию. Каждый знал, куда он должен пойти».

Экспериментатора Лапицкого приглашали работать в Большой театр, Мариинку, в Донецкий театр оперы и балета…Эти письма, фотографии, эскизы костюмов и декораций свидетельствуют о скрупулезной и новаторской работе над каждой постановкой. Разбирая их, сотрудники библиотеки сделали интересное открытие.

«Оказалось, что известный всем нам с детства романс на стихи Тургенева «Утро туманное, утро седое» был написан Виктором Абазой и посвящен именно Иосифу Михайловичу Лапицкому, – говорит Екатерина Шумянцева. – Мы вот нашли ноты этого романса с посвящением».

Посвятить свою жизнь оперному искусству, Иосиф Лапицкий решил после того, как услышал в театре голос своей будущей жены. Мария Веселовская была оперной певицей и педагогом, а их сын - артист хора Большого театра. Всей семьей они листали эти детские иллюстрированные книги и играли в домино с героями из «Мертвых душ». Уже позже в музыкальной семье воспитали и Ирину Лапицкую – бесценную сотрудницу библиотеки искусств. Работать к ней приходили художники самых разных театров. Об этом до сих пор вспоминает сын Ирины Лапицкой.

«Мне повезло, что я в детстве попал в такую волшебную атмосферу, в первую очередь атмосферу театра», – говорит правнук Иосифа Лапицкого Дмитрий Усков.

Первого в династии «влюбленных в оперу», Иосифа Лапицкого, иногда сравнивают по значению со Станиславским, который его и благословил на путь оперной режиссеры. О том, как он сложился и каков вклад семьи Лапицких в развитие оперного искусства, - и рассказывает эта выставка.