06.11.2012 | 19:36

"Иван Грозный" возвращается в Большой

В Большом театре все готово к премьере. 8 ноября на историческую сцену возвращается "Иван Грозный". Постановка 1975 года вошла во все балетные энциклопедии. Нынешним возрождением спектакля руководит автор того самого, легендарного "Грозного" Юрий Григорович. Мэтр лично следит не только за точностью танца. Все тонкости световой и музыкальной партитур – также под его контролем. Новую версию он готовит сразу в четырех составах. На генеральном прогоне побывала съемочная группа "Новостей культуры"

Григорович – первый, кто показал предельно точно кусок истории древней Руси, когда на престол вошел один из самых противоречивых и кровавых царей – Иван Грозный. Звонари, ряженые, колокола, бояре, опричники, монахи… Еще тогда, в 1975 году, художник спектакля Симон Вирсаладзе, казалось, сделал невозможное – костюмы максимально соответствовали эпохе, когда Грозный взялся за объединение государства.

"Спектакль уникален. Он по своей сути историчен. Он по своей основе народен", – говорит художественный руководитель балетной труппы Большого театра Сергей Филин.

Юрий Владимиров, первый Иван Грозный, забыл, что в сутках 24 часа. В репетиционном классе он проводит день и ночь. Работает с Михаилом Лобухиным – рука царя должна быть сильной. В балете есть сцена, когда Иван Грозный бросает посох. Попасть в цель получается не сразу.

К этой премьере, исполнитель главной партии Павел Дмитриченко не только танцы выучил, но и проехал города, где бывал Грозный. Нашел монеты того времени. Характер русского царя складывал не по сложившимся шаблонам. О личности Грозного теперь готов поспорить с самим Карамзиным, автором Истории государства Российского .

"История Карамзина, где Грозный преподносится как злой царь, не правда, – заверяет он. – Иван Грозный вел книгу, в которой записывал имена людей. В ней четыре-пять тысяч человек. В Европе это сотни тысяч. Грозный царь не проправил был пятьдесят лет и сто пять дней. Его давно бы отравили, убили".

История любви Анастасии и Ивана Грозного – главная интрига балета. Царь по-настоящему любил ее – редкость для того времени, когда брак считали делом политическим. У Анны Никулиной немного сольных кусков, но ее героиня в этой истории наравне с самим Грозным.

"Моя героиня не пыталась управлять Иваном, она его любит. Что бы он ни делал, она его любит, сдерживает", – говорит она.

Может, поэтому, испугавшись такого влияния на Грозного, бояре отравили молодую царицу. Князь Курбский, стоявший во главе заговора, испугавшись мести бежал в Польшу. Получив эту партию, Артем Овчаренко скажет – танцую против своей природы. 

"Самое сложное – первый выход", – признается артист.

Два Курбских столкнулись за кулисами. Борис Акимов в 1975 танцевал премьеру и теперь при каждом удобном случае не проговаривает – протанцовывает партию.

"Я показываю весь текст. Они видят, как работает тело, посыл каждого. Говорю о внутреннем состоянии, которое имеет главный герой", – замечает Борис.

И снова Прокофьев. Наследники композитора, запретившие театрам использовать прокофьевскую музыку в новаторских постановках, дали "Ивану Грозному" карт-бланш. Имя Григоровича – главный аргумент в этом споре.

Новости культуры