06.11.2012 | 16:31

Началась реставрация знаменитой композиции Веры Мухиной

«Требуем мира!». Началась реставрация знаменитой композиции Веры Мухиной, которая была задумана как передвижная агитационная скульптура. Мухина говорила: «Искусство для искусства - это мало», и одной из своих задач видела миротворческую деятельность. Рассказывают «Новости культуры».

Изобразить женщину с мертвым ребенком на руках – символ бессмысленного ужаса войны - Мухина задумала во время Великой Отечественной. Но реализовала замысел лишь к 51 году. Монумент «Требуем мира!» - ответ на войну в Корее. Многонациональных персонажей лепили разные авторы. За кореянку Мухина взялась собственноручно.

«Она сделала кореянку, - рассказывает скульптор, доцент МАРХИ Владимир Вахрамеев. - Причем это видно, потому что, это очень экспрессивная работа... Остальные фигуры, с моей точки зрения, проигрывают, потому что они слегка засушенные».

Мухину критиковали за соавторство. Так делали и другие мастера, и лишь она не скрывала. Вера Игнатьевна страстно мечтала возить свою работу на митинги, конгрессы, конференции мира. Но миссия осталась невыполненной. Гипсовый оригинал оказался в Русском музее. Одну копию сделали для Кореи, другую установили близ ВДНХ, где творение великой Мухиной помешало дорожному движению – на проспекте Мира стали строить развязку.

В середине 90-х ненужный памятник был демонтирован и перевезен в парк рядом с ЦДХ. Тогда сюда складировали многочисленные монументы советской эпохи. Многие скульптуры при демонтаже были сильно повреждены. Их пришлось спрятать с глаз долой – в запасники.

«Требующих мира» разлучили. Фигуры трех мужчин поселили во дворе Дома художников – по соседству со знаменитыми монументами Вучетича и Рукавишникова.

Другую часть миротворцев – теперь неприглядных и изувеченных – двадцать лет держали взаперти. Разные условия жизни скульптур повлияли на их внешность: теперь патина - цвет металла - у них разных оттенков.

«Задача – запатинировать эти вновь изготовленные утраты в тот же самый тон и цвет, что и авторская патина. Сохранить авторские мазки, фактуру авторскую очень важно», - считает художник-реставратор Михаил Татарников.

Уже больше года команда реставраторов ведет исследования: изучает историю памятника и решает, как восстановить его недостающие части. Лучший способ: отлить их заново по гипсовому оригиналу.

«У нас уже была поездка в Русский музей. Он позволил нам сделать фотографии, сделать какие-то обмеры с тех деталей, которых у нас не хватает», - отмечает руководитель проекта Павел Шишмарев.

Памятник планируют отреставрировать к весне 2013 года. А пока в парке «Музеон» обсуждают, где будет стоять монумент.

Новости культуры