06.11.2012 | 15:16

Алексей Королев: "Ребята играли великолепно, и уровень потрясающий"

 

Алексей Королев - представитель телеканала "Россия-Культура" в жюри Международного телевизионного конкурса юных исполнителей "Щелкунчик", продюсер Студии музыкальных программ. В судейский состав он входит уже третий год подряд. После прослушиваний он ответил на несколько наших вопросов.

- Алексей, за эти три года, вы заметили какой-то прогресс или регресс у участников Международного телевизионного конкурса юных музыкантов "Щелкунчик"?

- Только прогресс. Вы видели оценки, которые мы ставили. Сейчас десятка была одним из самых низких баллов. Мы ставили практически только 10, 11 и 12 - в прошлых конкурсах такого не было. Это не потому, что жюри стало добрее или лояльнее, я всегда старался ставить хорошие оценки, а потому что уровень высочайший. В этом году 12 стало нормальным баллом для первого тура. Раньше только на втором ставили такой балл. Ребята играли великолепно, и уровень потрясающий. Они настоящие музыканты, они заставляли себя слушать и часто забывали, что они дети.

- Можно ли выделить какие-то регионы с лучшим уровнем подготовки? Ведь из духового отделения в финал вышли только конкурсанты из Москвы.

- Духовики - Москва, что касается струнников - в финал вышла девочка из Воронежа, арфистка из Санкт-Петербурга и мальчик из Армении. Смотрите, какое региональное разнообразие! Никто из Москвы не вышел, даже никто не вышел из ЦМШ, что, в общем-то, говорит о том, что уровень опять же высочайший. Обычно ЦМШ демонстрирует высшее мастерство у скрипачей и пианистов. А видите - вышли из регионов, из совершенно обычных музыкальных школ. Надо посмотреть еще, что будет у пианистов.

- Как вы думаете, пианисты из США сильнее, чем российские конкурсанты?

- К сожалению для меня, во второй тур прошел только один участник из США. Вторая участница была очень сильной. Так получилось, что в фортепианном отделе 4 человека претендовало на выход в полуфинал, во второй тур. Сделать выбор было очень тяжело. Участники из США показали великолепную школу. Не могу сказать, что они сильнее - был только первый тур. Посмотрим, что будет во втором. Но они смогли нас покорить: и парень Уильям, и девочка Бриэль. Я надеюсь, что она еще раз приедет, она еще совсем молодая, ей по-моему 11 лет, и у нее есть еще по крайней мере 3 года для того чтобы показать себя.

- Если несколько участников получают одинаковое количество баллов, как вы определяете, кто из них пройдет в следующий тур?

- Очень просто - голосуем. Каждый - за участника, которого он видит в финале. Мы просто элементарно ставим плюсы на бумажке, уже не баллы, потому что все прекрасно помнят, кто как играл. Тут уже мельчайшие нюансы играют роль. У духовиков и ударников было 3 человека, набравших одинаковое количество баллов. Сначала выбрали двоих. В итоге в финал с каким-то минимальным преимуществом вышла флейтистка Ульяна Живицкая.

- Чему отдается предпочтение в подобных случаях: технике юных музыкантов или эмоциональности исполнения?

- Всегда оценивается общее впечатление. Я голосовал за Ульяну: мне показалось, что она была убедительнее, интереснее, увереннее и музыкальнее. Кому-то показался лучше Георгий, кому-то - Алексей. Поэтому мы долго-долго спорили.

- Вы помните виолончелиста Себастиана Козуба из Польши? Он не прошел во второй тур. Что на ваш взгляд было не так в его выступлении?

- У него все было так. Просто, опять же, конкурс - вещь субъективная, и жюри посчитало, что ему такие оценки надо поставить. Мне показалось, что он убедителен в своей игре. Единственно, мне мешала его излишняя эмоциональность, мне она не помешала поставить хороший балл, но остальным членам жюри помешала. Его эмоциональность не всегда отражалась на звуке, на игре и не соответствовала тому, что он исполнял. Было очень много "показухи". Я на это смотрел как-то сквозь пальцы, а некоторые оказались более критичными. Катя, которая попала во второй тур, была более естественна, более органична, непосредственна и получала кучу настоящих эмоций на сцене.

Каждый участник международного телевизионного конкурса молодых музыкантов мечтает победить. Пожелаем всем им удачи. Но не надо забывать, что победа - повод стремиться к новым вершинам, а проигрыш не поражение. Это надежда на будущее.

Подготовила Александрина Адамович